«Звериный стиль» является основой искусства скифо-сибирского мира раннего железного века. Его характерной особенностью является изображение определенных видов животных, причем в особом образе и в определенных позах. Все изображения скифских мастеров подчинялись строгим канонам.
Искусство «звериного стиля» отражало мировоззрение и мифологию скифских племен. Некоторым регионам скифо-сибирского мира свойственны определенные особенности искусства, поэтому выделяют искусство:
- скифское,
- савроматское,
- сакское,
- тагарское.
Искусство скифов делится на ранний (архаический) этап – вторая половина VII-VI вв. до н. э. и поздний (классический) – V-IV вв. до н. э. Отличительной чертой скифского искусства является преобладание изображений различных животных или частей животных, поэтому оно относится к звериному стилю, который был распространен у многих народов на раннем этапе развития.
Раннее скифское искусство
На раннем этапе скифские мастера изображали животных в спокойном состоянии – они идут, стоят или лежат. Встречаются изображения животных, голова которых повернута назад.
Чаще всего изображали козла, оленя, иногда лося (причем в виде одной головы или всей фигуры в жертвенном положении). Также встречаются изображения лошадей, голов баранов, зайцев, пантер, льва.
Оленей часто изображали на каменных стелах-менгирах, из-за чего те даже получили название «оленные камни». На этих рисунках олени были изображены с подогнутыми ногами, а их рога, выполненные в виде стилизованного орнамента, лежат у животных на спине так, как будто им тяжело держать свою ношу.
Исследователи считают, что появление образов зверей на таких стелах обусловлено тотемизмом - поклонением животному-предку.
Еще одной особенностью искусства скифов являются зооморфные превращения, то есть превращения той или другой части фигуры животного в целую фигуру зверя.
Например, в плечо или бедро изображения скифские мастера вписывали голову или целую фигуру другого животного, рога, когти и хвост превращались у них в птичьи головки и т.д.
Классический этап развития скифского искусства
С V в. до н. э. в скифском искусстве происходят изменения: исчезают некоторые сюжеты, их заменяют новые формы. Образы животных становятся более динамичными и экспрессивными. Появляются сцены борьбы животных и вместе с тем усиливается орнаментальность с соответствующей ей схематизацией реальных форм.
Широко были распространены изображения фантастических животных – объединявшие части разных зверей. Животных стали изображать в движении.
Особенно в этом отношении выразительны фигуры с повернутыми в противоположные стороны передней и задней частями туловища, как бы перекрученные.
В скифском искусстве начинают преобладать не круглые скульптуры, а рельефы и плоскостные графические и живописные изображения. Скифские мастера начинают выделять части тела, используя для этого специальные значки в виде кружков или точек, луновидных дуг или скобок, изогнутых треугольников и спиралеобразных завитков, так называемых запятых и др.
Искусство Северного Причерноморья развивалось в том же направлении, что и в Сибири, отличие лишь в том, что на его развитие оказала влияние не только Персия, но и Греция.
Наиболее яркие произведения скифского искусства V в. до н.э. были обнаружены в курганах: Ак-Мечеть, Нимфейских и Семибратних курганов и Журовских курганах.
На развитие звериного стиля в Южной Сибири оказывали влияние Средняя Азия и Иран. Скифо-сибирский стиль проник на территорию Минусинской котловины, Забайкалья, Монголии и Северного Китая. Там его переняли гунны, впоследствии он оказал существенное влияние на китайское искусство.
Анализируя состав изображений скифо-сибирского искусства и происхождение его сюжетов, отдельно стоит отметить образ оленя, как наиболее типичный и постоянный. В животных, изображенных отдельно или в борьбе друг с другом на предметах различного назначения, не только воплощались представления скифских художников об окружающем мире, но и решались задачи практического характера, а именно – обеспечение магического содействия духов в решении тех или иных вопросов.
В скифо-сибирском искусстве зооморфные изображения выполняли не только культурно-магическую функцию, но и служили элементами украшения. С помощью украшений и предметов роскоши подчеркивался социальный статус их владельцев. Это искусство, как и вся скифская культура, тесно связано с появлением новых общественных отношений и является воплощением новой идеологии «героического» периода истории скифских племен.