Этапы археологического исследования
Археологическое исследование проходит в три этапа:
- полевой,
- камерально-лабораторный,
- кабинетный
Полевые исследования – это обследования территории с целью выявления археологических памятников. На этом этапе археологи проводят паспортизацию объекта, фиксацию его на плане, карте, делают обмеры и записи.
Затем специалисты приступают к раскопкам. Цель полевых исследований – собрать научный материал.
Прежде чем приступить к раскопкам, археолог должен получить разрешение (Открытый лист). Самовольные раскопки запрещены. Это связано с тем, что после раскопок археологический памятник исчезает, и если он был плохо раскопан, то навсегда утрачен для науки.
Все находки, сделанные в экспедиции, ученые обрабатывают и исследуют в лаборатории.
Специалисты выясняют, для чего использовался предмет, из какого материала он изготовлен, определяют его структуру. На этом этапе главная задача – получить как можно больше информации об археологическом артефакте.
Эволюционно-типологический метод
В археологии широко применяется метод систематизации и хронологического определения археологических памятников и артефактов, так называемый типологический метод.
В его основе лежит классификация предметов, например, керамические изделия, оружие, орудия труда. Все эти находки археологи разбивают по категориям, группам, классам, типам и видам в зависимости от материала, из которого они были изготовлены, способа обработки, их формы и орнамента.
В зависимости от материала артефакты делят на пять категорий: изделия из камня, дерева, металла, керамики, кости и других материалов.
На основании технологии первичной обработки материалов каждая категория делится на группы. Так, керамика делится на лепную (изготовленную вручную) и гончарную (изготовленную с помощью гончарного круга).
По характеру вторичной обработки материалов каждая группа делится на классы, классы в свою очередь делятся на типы, а типы - на виды.
Также археологи могут проследить и эволюцию артефакта. Она предполагает расположение типов артефактов в определенной последовательности, согласно эволюционной идее. Автором данного метода является шведский археолог О. Монтелиус.
Примером эволюционного ряда по Монтелиусу является эволюция топоров в кельты. Сначала закраины превратились в крылышки, чтобы топор держался на расщепленном конце загнутого древка, потом появилась спиралька, которая надевалась сверху на расщепленные концы древка и связывала их вместе.
Со временем спиралька слилась с металлом топора и ее уже отливали таким образом, что она с крылышками превратилась во втулку. Об этапах этой эволюции напоминает лишь кольцевидный орнамент вкруговую на втулке на месте спиральки. Втульчатый кельт является более функциональным, более удобным, кроме того, он прогрессивнее плоского топора, хотя и не всегда.
Л. С. Клейн называл метод Монтелиуса «градационно-типологическим». В качестве своего обратного примера он приводил фибулы. Ведь никакой эволюции в их развитии не было. Фибулы просто делали более декоративными или менее декоративными, но менялись они постепенно. Именно постепенное изменение, градация и есть основная идея, которая лежит в основе метода Клейна.
Конечно, у идеи градации есть нечто общее с идеей эволюции, но есть и отличия. Так, обе концепции подразумевают изменения и постепенность, но эволюция предполагает движение к прогрессу, а градация нет.
Процедура метода Монтелиуса выглядит следующим образом:
- гипотетически составить типологические ряды как линии градации,
- убедиться в не случайности ряда по массовым сочетаниям в замкнутых комплексах,
- определить направленность ряда.
Только если следовать этим правилам, можно получить верные данные о преемственности и относительной хронологии артефактов.
Таким образом, используя эволюционно-типологический метод, археологи устанавливают назначение каждого найденного предмета, выясняют, из какого материала и по какой технологии он был изготовлен, определяют его изменения в ходе эволюции, подсчитывают, сколько аналогичных вещей найдено в данном комплексе.
На карте ученые отмечают распространение сходных комплексов и даже и отдельных вещей. С помощью таких карт исследователи определяют границы расселения племен, родов и народов, а также торговые пути.
Артефакты одного типа и назначения составляют так называемый эволюционно-типологический ряд. Их сравнивают между собой, со стратиграфией поселений и с комплексами вещей из погребений. Цель данной процедуры – определить археологическую культуру, к которой относятся находки.