История развития энтоархеологии
Такое направление археологии, как этноархеология, появилось в 70-е гг. прошлого века. Тогда канадский антрополог Ричард Ли совместно с коллегами изучали племя канг сэн в Калахари, одно из последних в мире племен охотников-собирателей. В группе ученых работал и археолог Джон Йеллен, занимавшийся изучением стоянок.
Примерно в это же время работал американский археолог Льюис Бинфорд. Он изучал эскимосов-нунамиутов и индейцев навахо и сравнивал живые культуры и археологический материал с целью разработать модели культур как точные критерии для изучения изменчивости.
Первые этноархеологические исследование концентрировались на специфических скоплениях артефактов и на исследовании лагерей охотников-собирателей, что могло бы помочь ученым интерпретировать древнейшие памятники в Олдувае и других местах. В более поздних исследованиях разрабатывались археологические методы формирования выводов, которые соединили бы прошлое и будущее.
Есть мнение, что этноархеология – просто набор сведений о поведении человека, но это не так, потому что этноархеологическое исследование имеет дело с динамическими процессами, происходящими в современном мире.
Этноархеологические открытия
Антрополог Ричард Ли в ходе изучения племен охотников-собирателей, в частности, племен канг сэн, совершил ряд этноархеологических открытий. Работавший с ним археолог Джон Йеллен собрал информацию о домах и устройстве лагерей этого племени, о том, как были расположены очаги, а также сведения о населении и костных остатках.
Ученый пришел к выводу, что лагеря сэн были созданы осознанно, а вот места для мусора и остатков производства выбирались случайным образом.
Он обнаружил общинные зоны, никому не принадлежащие, и зоны семей, располагавшиеся вокруг очага.
Дело в том, что общинная деятельность членов лагеря, например, танцы, распределение добычи, происходили на общей территории. Следов такой деятельности зафиксировано немного.
Рядом с семейными очагами происходили процессы приготовления и обработки пищи, производство артефактов. И вот тут Йелен обнаруживает, что в процессе производства у очага иногда собирались члены других семей.
В результате исследования племени сэн ученые пришли к выводу, что с умозаключениями нужно быть очень осторожными, например, о том, что члены племени готовили мясо или кололи орехи в специально отведенных местах. Разделение видов деятельности в основном происходило в семейных группах.
Как считает Йеллен, кластеры артефактов можно использовать для исследования процесса развития и эволюции социальных структур во времени.
С 1984 года археолог Джеймс О’Коннелл совместно с коллегами зафиксировали более 70 фактов разделки туш больших млекопитающих охотниками-собирателями племени хэзда на востоке Африки. Члены этого племени слыли очень хорошими охотниками.
Ученых в первую очередь интересовало распределение времени, выбор пищи, распределение пищи, поэтому они тщательно фиксировали месторасположение лагеря, расстояния до жилых баз, методы добычи, состояние туш, детали их разделки, а также пол и возраст участников деятельности. Исследователи также собирали всеобъемлющий археологический материал, включая расположение разломанных костей и оставленные артефакты.
Изучение племени хэзда позволило получить важные этноархеологические сведения, которые подвергли сомнению предположения археологов относительно мест, где охотники-собиратели убивали свою добычу.
Группа ученых под руководством О’Коннелла обнаружила, что кости 75-80 % крупных млекопитающих, убитых хэзда, не были найдены. Кроме того, в большинстве доисторических мест убиения животных раскопки проводились не в крупном масштабе, в то время как многие места разделки туш у племени хэзда имеют большие площади, охотники часто бродили по ним с целью найти затененные места. В ряде случае кости животных оставляли в разных местах. Расчленение костей происходило аналогично. Этим занимались люди или плотоядные. Сначала расчленялись конечности, потом позвоночник. Различия в этом связаны скорее с анатомией отдельных животных, чем с целенаправленным культурным выбором.
Находки, относящиеся к племени хэзда, подставили под вопрос многие интерпретации разделки туш животных и подтверждают важную роль этноархеологии в развитии археологии.