Что такое былины?
Былина – это древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических или значимых событиях русской истории, происходивших в XI—XVI веках.
Корни героического эпоса уходят в глубокую древность. До наших дней сохранилась только часть древних былин, созданных в первые века существования Древнерусского государства.
Былины на Руси слагались еще до монголо-татарского нашествия. Позднее поражения в битвах с кочевниками, установление ига были отражены во многих былинах.
Былины поднимали народный дух и готовили народ к борьбе с татарами.
Былины можно разделить на несколько видов:
- Былины о старших богатырях (Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михайле Потыке, Вольге Святославиче).
- Былины о главных героях русского эпоса (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче).
- Былины героического цикла («Василий Казимирович», «Суровец Суздалец» и др.).
- Былины киевского цикла («Дунай», «Соловей Будимирович» и др.).
- Былины новгородского цикла (о Садко и Василии Буслаеве).
В течение тысячелетия народ создавал и бережно хранил эпическую поэзию.
Былины как исторический источник
Советский историк Б. Д. Греков считал былины народным устным учебником истории.
Через 700 лет после их написания из былин крестьяне знакомились с историей Киевской Руси, узнавали о пышном стольном граде Киеве и его богатырях, о половцах и татарах, с которыми воевала Русь.
Былины позволяли расширить исторический кругозор русских крестьян на несколько столетий.
Помимо того, древнерусские былины являются ценным Интересным археологическим источником. Конечно, из былин нельзя получить информацию о последовательности исторических событий, а также достоверное описание фактов. Но несмотря на это, былины вполне историчны, ведь в былинах воспеваются реальные исторические события, прославляются реально существовавшие исторические деятели.
Изучение былин шло по двум направлениям. Первое рассматривало былины как таковые, их содержание, язык, их поэтическую форму и происхождение. Второе направление рассматривало источниковедческие вопросы, связанные с характером современного бытования былин: их географическое распределение, многообразие вариантов, роль самих сказителей.
Следы эпической поэзии в письменности Киевской Руси прослеживаются уже в летописном своде 997 года, в котором описывается княжение Владимира Святославича. Летописец действовал параллельно создателям былин, в центре которых был князь Владимир Красное Солнышко.
Летописец углубляется и в более раннюю историю. Он использовал сюжеты из былин о князе Святославе, его отце князе Игоре, о жестокой мести княгини Ольги древлянам. В дошедших до нашего времени былинах эти сюжеты не встречаются. Также не содержат они и киевского предания о строительстве города Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом, которое стало краеугольным камнем всех повествований о начале русской истории.
Какие исторические события отражены в былинах?
Главные герои былин – богатыри, защитники русской земли. Именно об их подвигах и слагали былины сказители.
Богатыри любят родную землю, охраняют ее границы, а в случае угрозы встают на защиту Руси и своего народа. В былинах богатыри всегда одерживают над врагом победу. Такими перед нами предстают Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват и другие богатыри.
Богатырь Илья Муромец совершил множество воинских подвигов. Во время первой поездки в Киев он освободил от разбойников Чернигов, взял в плен Соловья-Разбойника, который 30 лет перекрывал прямую дорогу на Киев. Илья боролся за единую Русь, препятствуя ее разделению на отдельные земли.
Былины о нашествии врагов на Русь часто начинаются с того, что Ильи в это время нет в Киеве. Он или уехал, или находится в заточении, ибо князь Владимир велел закрыть его в погребе. И вот когда Русь оказалась в опасности, князь просит Илью сразиться с врагом.
Главная идея, которая красной нитью проходит через все былины, - это идея защиты государства. Русские богатыри стояли на страже Киева.
Сказители воспевали в своих былинах единое, могучее Киевское государство.
Еще один известный герой русских былин – это Вольга Святославич. Он довольно хитер и способен понимать язык птиц и зверей. Филологически имя Вольга связано с литературной формой – Олег.
Прообразом Вольги, вероятно, был великий князь Олег, правивший на Руси после Рюрика.
Упоминается в былинах и Калин-царь – эпический татарский царь, которого называют собакой, вором. Калин со своим войском осаждает Киев.
Освободителем города, по одной версии, является Илья Муромец, по другой – его племянник Ермак Тимофеевич. Илья передает Калину подарки от князя Владимира, чтобы просить отсрочки, но тот не соглашается, тогда Илья Муромец начинает избивать его воинов.
Иногда в роли Калина выступает Мамай.
Таким образом, мы видим, что в былинах о Калине отражены события татаро-монгольского нашествия.
В Новгородской земле были сложены былины о Садко и Василии Буслаеве.
Историк и литературовед Д. С. Лихачев утверждал, что прообразом Садко является купец Сатко Сытинец. Эту точку зрения поддерживают и другие исследователи.
Известно, что в 1167 году Сатко Сытинец поставил в Новгородском кремле церковь Бориса и Глеба, а былина о Садко во многих вариантах заканчивается его обещанием сделать церковь соборную.
Таким образом, былины, несмотря на присутствие в них сказочных элементов, повествуют о реальных исторических событиях. Эти народные эпические песни сохранили для нас картины древнего прошлого и заложили основу развития русской литературы.