Городище «Чайка»
Прошло более 60 лет с момента начала раскопок городища «Чайка», которое было открыто в песчаном карьере в 1959 г.
Городище представляет собой многослойный археологический памятник и относится к двум периодам – греческому и позднескифскому.
Рисунок 1. Городище «Чайка». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Начиная с 1963 г. раскопками городища руководил сотрудник ленинградского отделения института археологии РАН – А. Н. Карасев. В этот период археологи занимались поиском границ памятника и началом исследования верхних слоев.
В 1967 г. экспедицию возглавила доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ – И. В. Яценко. На данном этапе шли работы по исследованию позднескифского поселения и раскопки здания III в. до нашей эры в северной части греческого городища.
Городище возникло в середине IV в. до нашей эры как колония Херсонеса – это был греческий период. Городище представляло собой прямоугольное сооружение, состоящее из оборонительных стен, башни и внутренней застройки.
Возводились они в греческой традиции из квадров местного известняка. Дома внутренней застройки были из камня и сырцовых кирпичей.
Пребывание греков на городище в первый период датируется серединой-концом IV в. до нашей эры. Население городища данного периода погибло, о чем говорят мощные слои пожаров.
На рубеже IV-III вв. до нашей эры начался второй греческий период. В это время существовавшие складские помещения изменяют свои функции и приспосабливаются под жилье. В это время идет постройка усадеб, и все население в итоге делится на группы.
Археологи открыли три усадьбы, которые в конце первой четверти III в. до нашей эры свое существование прекратили. Свидетельством этого являются материалы керамической эпиграфики. Наличие в слое следов пожара, стрел скифского типа говорят о военном нападении скифов-кочевников.
Возрождение новой жизни на греческом поселении относится к середине III в. до нашей эры. О том, что население занималось земледелием и виноградарством, говорят находки орудий труда – жернова, зернотерки и др. К середине II в. до нашей эры греки оставили эту территорию и ее заняли поздние скифы.
Их укрепленное поселение по технике строительства сильно отличалось от греческого. Постройки поздних скифов полностью возводились из камня, без сырцовых кирпичей. Планировка чем-то напоминала греческую – помещения, чаще хозяйственные, располагались вдоль оборонительных стен.
Башни входили в оборонительную систему. Кварталы, на которые делилось поселение, разделялись полутораметровыми улицами, вымощенными камнем.
По поводу техники строительства позднескифского городища на «Чайке» С. Д. Крыжицкий говорил, что приемы строительной техники поселения близки к античной традиции конца эллинизма, когда наблюдалась резкая деградация качества приемов каменных кладок.
Поздние скифы в основном занимались земледелием, о чем говорит множество зерновых ям с орудиями труда – терочники, каменные ступы и др.
Многочисленные остатки греческих амфор II в. до нашей эры – I в. нашей эры свидетельствуют о сильной эллинизации позднескифского населения.
Керамический комплекс «Чайки»
Канфар – это сосуд для питья вина.
Керамический комплекс поздних скифов отличает большое количество лепной керамики. Сосуды украшались различными рисунками. Античные мастера использовали не краски, а глиняную взвесь с добавлением угля или пурпура.
Когда поверхность сосуда подсыхала, на нее наносили готовый состав. Обжиг способствовал тому, что глина на рисунке пламенела от ярко-красного до темно-коричневого цвета.
Технология со временем совершенствовалась и в VI в. до нашей эры появился чернофигурный стиль росписи. Мастера чередовали разные способы обжига, многократно чередуя их при нанесении рисунка.
Рисунок 2. Чернолаковые канфары. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Умение нарабатывалось опытным путем, а его секреты передавали из поколения в поколение. Собранный керамический материал и, в частности, обломки чернолаковой посуды характеризовали облик греческой материальной культуры эллинистического периода.
Чернолаковые сосуды – важный материал для датировок. Сосуды мастера покрывали составом, который называли лаком или глазурью, но, скорее всего, это была жидкая мелкозернистая глина. Железо в составе глины в процессе обжига образовывало оксиды – химические соединения.
Без обмазки тулово сосуда имело терракотовый цвет, ярко-оранжевый или красный. Расписывая сосуды, мастера использовали иногда белую и пурпурную краски, наносившиеся по тем же технологиям.
Большое количество чернолаковых черепков было обнаружено в скальном углублении, в основном они были представлены осколками сосудов для питья. Прямой профиль стенки сосуда говорил о тенденции к сужению в нижней части, а это означает, что найденный экземпляр относился к середине второй четверти V в. до нашей эры.
В скальной выемке обнаружены были не только чернолаковые сосуды, там еще были фрагменты биконического кувшина с полосами красного. Смена чернофигурного стиля краснофигурным произошла около 530 г. до нашей эры.
Мастера усложнили технику росписи сосудов и фон стали заливать черным, оставляя фигуры красными. Благодаря этой технике можно было перекрыть одну фигуру другой и показать детали – драпировку тканей, выражение лица и др.
Краснофигурный стиль становится в V-IV вв. до нашей эры пиком развития искусства и распространяется по всему Средиземноморью. В ряде греческих колоний краснофигурная керамика имела свои центры производства.
Принципом античных сосудов была разумная простота. Мастера, из лежащего под ногами материала, создавали изящные и функциональные формы, используя всего два контрастных цвета.
Таким образом, фигурный красно-черный стиль был неотъемлемой частью удивительной греческой культуры так же, как философия и архитектура.
Проблемы датирования канфаров классических форм
Характерной особенностью чернолаковых канфаров классических форм является деление на высокое горло и гладкое тулово, вертикальные ручки и профилированные ножки.
В течение длительного времени в греческом мире невысокие кольцевые поддоны являлись наиболее популярными сосудами для питья. Производили их не только в аттических мастерских, но и в других античных городах.
Производство аттических канфаров классических форм прекратилось с середины III в. до нашей эры и связано это было с изменениями столового набора. Эти изменения происходили постепенно с III в. до нашей эры и в его второй четверти проявились наиболее отчетливо.
Образцами для подражания являлись именно аттические канфары. Сосуды, близкие им по формам и пропорциям, которые производили в нескольких центрах Малой Азии, в Македонии, Фессалии, Фракии, в Западном Причерноморье в хронологическом плане не отстояли от них далеко, несмотря на то, что, судя по контекстам находок, уходили во вторую половину III столетия.
Канфары из италийских центров и Сицилии, имели свой путь развития, хотя отчасти подражали им. Для Северного Причерноморья характерными были канфары неаттических классических форм с измененными пропорциями.
Отличало эти сосуды очень высокое горло, которое получали за счет уменьшения объема тулова. Встречались такие сосуды в основном на территории Западного и Северо-Западного Причерноморья, Ольвии, Херсонесе и на территории Западного Крыма.
На территории Восточного Крыма они встречались значительно реже. Предполагаемыми местами производства таких сосудов было несколько греческих городов западного побережья Черного моря.
Было также предположение об их ольвийском происхождении. При их публикации часто приводится широкая дата – III-II вв. до нашей эры или середина III- середина II вв. до нашей эры.
Анализ форм этих канфаров, дает возможность выделить разные варианты этого типа и сузить дату бытования каждого из них.
Вопросы датирования неаттических канфаров классических форм, таким образом, имеют тесную связь с проблемами выявления центров их производства.