Термин «археология» впервые был использован афинским философом Платоном в IV веке до н. э. Так он назвал науку о древностях.
Древний Восток
Первые сведения об археологических раскопках относятся к истории Древнего Востока, когда в VI веке до н. э. вавилонский царь Набонид раскопал фундамент городских построек в поисках надписей древних царей. Все найденные артефакты он документально фиксировал, а также делал записи о неудачных раскопках.
Набонид не только руководил первыми раскопками, целью которых были поиски фундаментов храмов Аккадской империи, но и восстановил их. Кроме того, во время поиска храма Нарам-Сина ему удалось провести датировку археологического артефакта. Правда, Набонид ошибся на 1500 лет, но, учитывая отсутствие точной технологии датирования, эту дату можно назвать довольно точной.
Сын древнеегипетского фараона Рамсеса II, Хаэмуесет, тоже проявлял интерес с памятникам прошлого. В частности, его интересовала ступенчатая пирамида Джосера.
Эта пирамида была построена в XXVII веке до н.э. Хаэмуесет вошел в историю как «первый египтолог».
Древняя Греция
Сбором информации о прошлом занимался и древнегреческий историк Геродот. Он собирал артефакты и изучал их. Кроме того, он стал автором девяти книг под названием «Истории». В этом сочинении содержится множество сведений об истории древних стран, таких как Лидия, Мидия, Египет, Персия и Скифия, а также об их отношениях между собой и с греками.
При этом Геродот критически относился к источникам, на основании которых он писал свой труд.
Древний Рим
В Древнем Риме в I веке до н. э. поэт и философ Лукреций на основании изучения древностей разработал периодизацию развития материальной культуры. Он пришел к выводу, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным веком.
Древний Китай
Жители Древнего Китая активно интересовались материальными остатками прошлого. В конфуцианском Китае почитание древностей было естественным элементом миропонимания.
Китайские современники античного мира стали заниматься археологическими исследованиями. Китайский историк Сыма Цянь, автор знаменитого труда по истории Китая «Исторические записки», большую его часть посвятил открытиям древних треножников. Он пытался прочесть надписи на них. Сыма Цянь много путешествовал по Китаю, стремясь проверить личными наблюдениями сведения о древних городах. Первым он изучил руины шаньской столицы в Аньяне, которые впоследствии стали известным на весь мир археологическим памятником Китая бронзового века.
Китайский автор Юань Тянь в I веке до н. э. предложил периодизацию орудий и оружия, основанную на фактическом материале древних артефактов – камень, нефрит, бронза, железо. Юань Тянь писал, что исследуемые им орудия были найдены в погребениях.
В эпоху правления династии Сун (960-1279 гг.) дворяне стали интересоваться коллекционированием антиквариата.
Неоконфуцианские чиновники занимались археологическими исследованиями с целью возродить использование древних реликвий Шан, Чжоу и Хань в государственных ритуалах. Но эту идею раскритиковал чиновник-эрудит Шен Куо в своих «Очерках о бассейне снов» в 1088 году. Он утверждал, что материалы, технологии и предметы древности необходимо изучать на предмет их функциональности.
Китайский историк, поэт и эссеист Оуян Сю (1007-1072) составил аналитический каталог древних рисунков на камне и бронзе. Чжао Минчэн (1081-1129 гг.) считал, что древние надписи можно использовать для исправления ошибок в более поздних исторических документах.
В эпоху Средневековья интерес к раскопкам угас и возродился лишь в эпоху Возрождения, когда в XV-XVI вв. в Италии начались многочисленные археологические раскопки с целью поиска античных статуй. В XVIII веке, когда получило развитие коллекционирование, стали появляться собрания археологических находок. Тогда же стали проводиться раскопки с научными целями. Таким образом, лишь с конца XVIII века археология стала развиваться как наука.