История античной расписной керамики
В культуре человека между мезолитом и неолитом с появлением керамических изделий была обозначена четкая граница. Не случайно неолит археологи называют эпохой керамики. В культуру керамические изделия вошли через мифы и ремесло.
В мифах рассказывалось, как боги вылепили первых людей, как Пандора, вылепленная из глины Афиной и закаленная в огне Гефеста, из чистого женского любопытства открыла сосуд для хранения зерна. Сосуд был дан ей на сохранение, а оттуда вырвались все беды, и только под крышкой сосуда оставалась маленькая надежда.
Керамика античного времени – это не только сосуды. В течение длительного времени мастера Коринфа для всей Греции изготавливали плоские керамические плиты для облицовки стен зданий и храмов. Керамические вотивные таблички с обещаниями богам греки приносили в храмы.
В античное время широкое распространение имела керамическая скульптура. Небольшой городок Танагра был хорошо известен такой скульптурой, там, в III в. до нашей эры большого расцвета достигло искусство производства маленьких терракотовых статуэток. Статуэтки могли служить игрушками для детей или быть опущены в могилу умерших.
В античное время многие бытовые вещи изготавливались исключительно из глины, изделия из нее заменяли горожанам дорогие металлические предметы. В Афинах существовал целый квартал гончаров, занимавшихся керамическим производством. Находился он в северо-западной части города и даже частично выходил за городскую стену.
Гончары изготавливали сосуды для быта и ритуальных целей. Ими использовалась очень простая технология производства, поэтому даже дети могли принимать в этом участие. Данное обстоятельство давало возможность организации семейных маленьких мастерских и крупных производств, на которых работало большое число рабов.
Квартал по производству керамики так и назывался Керамик, а позже все изделия из глины стали называть керамикой. Из сложившихся способов изготовления керамических сосудов самым древним была лепка вручную. Позже стали использовать гончарный круг, а потом появились небольшие формовочные штампы – негативы.
Эти новшества приводили к смене характера оформления сосудов. Оформление при первом способе производства было еще хаотичным и практически не зависело от формы сосуда. Для второго способа характерными были уже ярусные росписи, а для третьего – рельефные украшения.
По своему назначению керамические сосуды имели четкое различие. Позже общим обозначением любого античного сосуда, чаши, кувшина, ритона, урн,ы, стало слова «ваза».
Кувшины, предназначавшиеся для черпания и разливания вина, имели широкое горло и ручки. Открытые чаши, имевшие большую внутреннюю поверхность, использовались для смешивания вина с водой – это были кратеры, скифосы, килики, канфары.
В качестве погребальных урн чаще всего использовали высокие вазы – лутофоры, алебастры, лекяфы, вытянутые по вертикали.
Закрытыми были сосуды-хранилища – стамнос, пифос, пелика. К ритуальной посуде относились ритоны, которые были сделаны из рогов животных или из их голов.
Древнегреческая вазопись и ее периодизация
В древнегреческой вазописи выделяют несколько периодов в зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля. Классификация производится по стилям и соответствует исторической периодизации. Стили и периоды не совпадают.
Крито-минойская вазопись является началом периодизации. Украшенная росписью посуда в крито-минойском культурном ареале, появилась примерно в 2500 г. до нашей эры. Первые вазы имели простые геометрические узоры, которые к 2000 г. до нашей эры сменились цветочными и спиральными мотивами. На черный матовый фон их наносили белой краской – стиль Камарес.
Значительные изменения в стиле росписи керамики в минейской культуре произошли в дворцовый период (1650 г. до нашей эры). Это был новый морской стиль с изображением морских обитателей. Изображения выполнялись темной краской на светлом фоне.
Одновременно с ней существовала кикладская керамика, идентичная критской по стилю, и элладская керамика, представлявшая собой ранний стиль минийской керамики.
Свое распространение минийская керамика получила в среднеэлладский период на материковой Греции. Минийская керамика была изящная, сделанная из тонкой глины, но без росписи. Со временем ее сменили стили, идентичные критским.
После завоевания греками Крита возник микенский стиль керамики. Первая высокоразвитая континентальная микенская культура оставила свой след в вазописи. Ее образцы отличались темным тоном. Коричневые или матово-черные рисунки размещались на светлом фоне.
Около 1400 г. до нашей эры (среднемикенский период) популярными стали растительные и животные мотивы. Позже, уже после 1200 г. до нашей эры, они дополнялись изображениями людей и кораблей.
Древнегреческая вазопись приблизительно начинается периодом геометрики (с 1050 г. до нашей эры).
С началом архаического периода в VII в. до нашей эры появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней краснофигурная вазопись. Оба стиля в вазописи в V и IV вв. до нашей эры были главенствующими. Несколько позже появляются стили, в которых использовались дополнительные цвета, вазопись по белому фону, например.
Во второй четверти IV в. до нашей эры появились вазы-гнафии с преобладанием белого цвета.
Вторая половина III в. до нашей эры характеризуется тем, что производство украшенной росписью керамики постепенно затухает, размеры керамических сосудов становятся меньше, роспись выполняется не так тщательно и упрощается. На смену вазописи на керамике пришли рельефные украшения.
Чернофигурная и краснофигурная вазопись
Как самостоятельный стиль украшения керамики чернофигурная вазопись начала развиваться со второй половины VII в. до начала V в. до нашей эры. Человеческие фигуры на изображениях стали появляться все чаще. Изменениям подверглись и композиционные схемы.
Популярными мотивами на вазах становятся сражения, пиршества, мифологические сцены из жизни Геракла, Троянской войны. Силуэты прорисовывались при помощи шликера или глянцевой глины на необожженной подсушенной глине.
Штихелем прочерчивали мелкие детали, а дно и горлышко сосудов украшали узорами, включая орнаменты. В основе узоров и орнаментов лежали пальмовые листья и вьющиеся растения. Обжиг придавал глине красный цвет, а глянцевая глина становилась черной.
В Коринфе использовали впервые белый цвет, чтобы показать белизну кожи женских фигур. Этот коринфский стиль был заимствован Афинами, которые к 570 г. до нашей эры по качеству ваз и размаху производства превзошли Коринф. В искусствоведении такие афинские вазы стали называть «аттической чернофигурной керамикой».
Рисунок 1. Чернофигурная вазопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Мастера с гордостью подписывали свои произведения, поэтому их имена сохранились в истории искусства. Среди самых известных мастеров – Эксекий, Пасиада, Харес.
Популярность чернофигурная вазопись начинает терять с 530 г. до нашей эры.
Около 530 г. до нашей эры появились краснофигурные вазы, технику производства которых первым применил живописец Андокид. В этой технике фигуры уже не закрашивали, а фон стали красить черным цветом. Детали изображений на неокрашенных фигурах прорисовывали отдельными щетинками.
Рисунок 2. Краснофигурная вазопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Шликера имели разные составы, в результате чего получали разные оттенки коричневого цвета.
Вазопись, выполнявшаяся в краснофигурном стиле, была обогащена мифологическими сюжетами, также встречались зарисовки повседневной жизни, изображения интерьеров гончарных мастерских, женских образов, колесниц, архитектурных сооружений.
Чаще на вазы наносились подписи вазописцев, хотя автографы гончаров по-прежнему преобладали. Подпись гончаров была в виде имени в сочетании с глаголом «он сделал», подпись вазописцев шла в сочетании с глаголом «он нарисовал». Если сосуд от начала и до конца делал один человек, то ставились оба «штампа».
Краснофигурный стиль особого признания не получил, несмотря на то, что копировался и в других регионах.