Амфитеатр Флавиев
Эта античная достопримечательность огромных размеров, расположенная в Риме, действительно является новым чудом света. История Колизея – этого храма смерти, началась в 68 г. до нашей эры, во времена самого жестокого правителя Древнего мира – Нерона.
Он покончил с собой, следствием чего стала гражданская война. Длилась она около двух лет, а ее результатом стал приход к власти императора Тита Флавия Веспасиана. Получив власть, император решает перестроить центральную часть Рима и уничтожить все, что могло напоминать о его предшественнике.
Практически все удалось уничтожить, и остался только дворец Нерона. Площадь дворцового комплекса составляла около 120 га, и вопрос с ним был решен оригинальным способом.
По приказу Веспасиана в самом здании были размещены различные учреждения, пруд засыпали и на его месте возвели амфитеатр огромных размеров. Задумка Флавия была положительно встречена гражданами Рима, но полностью искоренить память о Нероне таким образом не удалось.
Новая арена носила официальное название амфитеатр Флавия, но граждане Рима называли его Колизей, что означало громадный, колоссальный. Название Колизей было дано в честь 35-метровой бронзовой статуи, стоявшей в вестибюле Золотого дворца.
Рисунок 1. Колизей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Амфитеатр строили более 100 тыс. рабов на протяжении 9 лет. Профессиональные строители, инженеры, архитекторы, скульпторы были приглашены на эту колоссальную стройку. Они должны были сделать все, чтобы здание выглядело величественно и помпезно.
Несмотря на скорость строительных работ, Колизей возводили при трех правителях. Начавший строительство Колизея Веспасиан, до окончания строительных работ не дожил год, и строительство возглавил его сын, император Тит. После смерти Тита, на престол взошел второй сын Веспасиана – Домициан, который достроил еще один ярус для бедных, для рабов и женщин. Места для них были стоячие.
Качество сооружения было отменное, несмотря на то, что его строительство было недолгим. Колизей простоял более 500 лет, активно использовался по назначению и сохранился до наших дней.
Одновременно в амфитеатре, по утверждению древних историков могли находиться до 70 тыс. человек, но современные исследования показали, что Колизей мог вместить не более 50 тыс.
В первоначальном варианте Колизей имел три этажа, и высота стен составляла около 50 м. Только один фундамент имел высоту 13 м. Храм имел форму эллипса, в центре которого находилась такой же формы арена. Ее со всех сторон окружали трибуны. Арена имела длину 86 м. и ширину – 54 м.
Материалом для стен были каменные или мраморные блоки известкового туфа. Кирпич и туф использовали и для возведения внутренних стен. Стальные тросы соединяли каменные и мраморные блоки.
В здании было предусмотрено 80 входов/выходов, поэтому заполнить его можно было за ¼ часа, а покинуть здание можно было в течение 5 минут. Вокруг арены располагались ряды для зрителей с каменными скамьями.
Место императора и членов его семьи находилось в нижнем ряду. В целях безопасности зрителей элитный ряд от арены отделялся высоким парапетом.
Галереи и помещения под ареной
Внешние стены Колизея представляли собой четыре горизонтальные галереи, расположенные друг над другом. Нижние ярусы галерей имели цилиндрические своды, а третий ярус – своды крестовые. Колонны были выполнены в разных ордерах – на нижнем этаже использовался тосканский ордер, на среднем – ионический ордер, а на третьем этаже колонны были выполнены в коринфском ордере.
В нижнем ярусе сооружение имело 80 входных арок и в двух ярусах выше располагалось 80 сквозных окон-пролетов. Инженеры Рима прекрасно поработали с высотой ярусов, добившись полной гармонии облика здания и ярусы с поверхности земли, казались по высоте одинаковыми.
Внутри здания располагались сводчатые галереи, где проходила торговля, и отдыхали зрители. В эти галереи можно было попасть через 80 арок первого этажа. Были они предусмотрены и на последующих ярусах, выполняя те же функции.
Площадка в центральной части Колизея использовалась для проведения боев гладиаторов. Перед боем площадку усыпали песком. В переводе с латинского «песок» означает «арена», отсюда и пошло название площадки. Под ареной находилась подземная часть Колизея, состоявшая из служебных помещений, здесь же находились комнаты, в которых содержались люди и дикие звери, подъемные механизмы, поднимавшие участников представления и зверей на арену.
После окончания боя трупы убитых и раненых участников состязаний переносили туда же. Эллиптическая форма арены была выбрана неслучайно, она не давала гладиаторам и животным шанса укрыться.
Целый ряд версий говорит о том, что в Колизее устраивали и морские бои. Таким образом, арена была поворотной, а механизмы, приводящие ее в движение, находились под ней.
Со временем деревянные подпорки, держащие арену, заменили каменными, и вращение арены стало невозможным.
Благодаря множеству канатов, подъемных механизмов и рычагов создавались спецэффекты для представлений в то время. Все это должно было подтверждать могущество Рима.
Древнеримские зрелищные мероприятия проводились с необыкновенным размахом. Празднование открытия Колизея, например, продолжалось в течение 100 дней. За это время погибло более 2 тыс. гладиаторов и столько же животных.
С наступлением V в. до нашей эры на проведение боев гладиаторов ввели запрет и Колизей пустовал, постепенно разрушаясь. Позже здание выдержало несколько землетрясений, однако большие разрушения ему принесли не природные явления, а люди.
В эпоху Возрождения Колизей растащили на стройматериалы, которые использовали в постройках ренессанса, например, в соборе Святого Петра, палаццо Венеции и др. Не только простые люди принимали участие в разрушении Колизея.
Отсюда камни для строительства своих дворцов брали папа Павел II, кардинал Риарио, а Климент IX бывший амфитеатр превратил в завод для добычи селитры. Изучением подземной части Колизея и, прежде всего, его механики, занимался немецкий археолог Х. Ю. Бесте.
Позднейшая история Колизея
Постепенное разрушение Колизея началось с падением Римской империи. В здании появились овощехранилище, ремесленные мастерские, торговые лавки. Были даже попытки приспособить помещение под суконную фабрику с рабочими местами на арене.
На долю Колизея выпало три сильных землетрясения и разрушительный пожар. В средние века здесь была организована каменоломня и мусорная свалка.
Добытый из стен амфитеатра травертин и мрамор использовали для строительства церквей, домов аристократов, а Франджипани – могущественная римская семья превратила его в укрепленный феодальный замок.
Спасти Колизей от полного разрушения помог Папа Бенедикт XIV – в память о ранних христианах, погибших в его стенах мученической смертью, он освятил древний амфитеатр. На арене был установлен огромный крест, вокруг которого установили алтари, напоминавшие о муках и смерти Иисуса Христа.
Так бывшая арена смерти превратилась в настоящий храм. Правда, есть утверждения современных ученых о том, что казнь христиан является мифом, и действительности не соответствует. Крест и алтари через сто лет удалили.
Работы по реставрации, на которые понадобилось длительное время, начались в середине XVIII в. – были укреплены стены, отремонтированы некоторые внутренние лестницы.
Колизей включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является одним из 7 новых чудес света, за которое проголосовали 90 миллионов человек в 2007 г.