Антикризисное управление предприятием – это процесс применения специальных методов, форм, процедур с целью вывода предприятия из кризисного состояния и оздоровления его финансово-хозяйственной деятельности.
Понятие и сущность антикризисного управления предприятием
В последнее время большую актуальность приобрела тема антикризисного управления предприятием. Мировая экономика и национальные хозяйства все чаще подвергаются прохождению через кризисные периоды, которые зачастую возникают спонтанно, а спрогнозировать их появление чрезвычайно сложно. В этих условиях на предприятии необходимо постоянно реализовывать антикризисную политику.
Западные предприятия имеют несравнимо больший опыт преодоления кризисных ситуаций, чем отечественные компании. Поэтому теоретические основы антикризисного управления предприятием были преимущественно заложены зарубежными экономистами – Капланом, Нортоном, Акоффом, Ханом и др.
Кризисная ситуация характеризуется состоянием дисбаланса, неравновесия, что угрожает жизнедеятельности предприятия. Поэтому от его руководителей требуется владение и практическое применение умений и навыков по предвидению кризиса, его распознаванию, устранению негативного влияния и последствий воздействия кризиса.
Понятие антикризисного управления является многогранным, это предмет многочисленных споров теоретиков и экономистов. Так, под ним понимают:
- процесс управления предприятием в условиях общего макроэкономического и иного общественного кризиса;
- процесс управления предприятием в преддверии объявления о его банкротстве (несостоятельности);
- деятельность антикризисных управляющих, которые прикреплены к конкретному предприятию в рамках судебных процедур его банкротства.
Обобщая выше приведенные трактовки понятия «антикризисное управление предприятием», его можно рассматривать в качестве разновидности управленческой деятельности и целостной системы специальных приемов и методов, ориентированных на предупреждение и (или) устранение кризисных явлений, которые наносят бизнесу значительный ущерб. Предназначение антикризисного управления предприятием заключается в устранении финансовых трудностей, в сохранении и улучшении своих позиций на рынке (в независимости от его конъюнктуры), в своевременном и полном ресурсном обеспечении, в сохранении собственной самостоятельности и независимости.
Теоретические основы кризисной ситуации на предприятии
Кризисом (кризисной ситуацией), как правило, называют такое состояние объекта, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, что является залогом возникновения непредсказуемых ситуаций.
Если в качестве объекта рассматривать предприятие, то оно вместе с его финансово-хозяйственной деятельности в основном подвергается стратегическим кризисам, тактическим кризисам, кризисам платежеспособности. Их возникновение чаще всего обусловлено неадекватными или непрофессиональными действиями руководителей предприятия, злоупотреблениями полномочий, рейдерскими захватами, мошенничеством, коррупцией и др.
Кризисы на предприятии могут возникнуть и получить развитие в результате действия следующих факторов:
- внутренние факторы – непрофессиональное руководство, совершение ошибок при планировании производственной, финансовой, маркетинговой деятельности, низкий уровень организационной и корпоративной культуры, нерациональное использование ресурсов;
- внешние факторы – конкуренция, отставание в научно-техническом развитии, несовершенство в функционировании базовых политико-правовых институтов, в реализации государством монетарной и фискальной политики, неоптимальная структура доходов и расходов населения;
- информационные факторы – несоответствие по тем или иным причинам информации, которая используется при управлении предприятием, действительности.
Данные сведения о кризисе являются исходными с точки зрения реализации антикризисного управления предприятием. Антикризисный менеджер прежде, чем приступить к нормализации ситуации на предприятии, должен идентифицировать кризисную ситуацию, выяснить причины ее возникновения.
Содержание антикризисного управления на предприятии
Конкретные действия, которые предпринимаются в рамках антикризисного управления, зависят от того, на какой стадии кризиса сейчас находится предприятие. Поэтому целесообразным считается рассмотрение стадий кризиса вместе с действиями, которые должен совершать антикризисный управляющий.
Первая стадия кризиса на предприятии зачастую бывает скрытой и отличается неустойчивым финансовым положением и сокращением источников и резервов развития (снижение показателей рентабельности). Поэтому предлагается осуществлять реструктуризацию предприятия и его тактики, прежде всего, в плане снижения издержек и штата управленческого аппарата.
Вторая стадия кризиса на предприятии отмечается появлением убыточности производства. Здесь уже требуется реализация комплексного стратегического управления.
Третья стадия кризиса на предприятии характеризуется отсутствием у него собственных средств и резервных фондов. В этой связи необходимо разработать и начать реализовывать программу стабилизации финансово-экономического состояния, предполагающую поиск свободных финансовых средств.
Четвертая стадия кризиса на предприятии проявляется в его острой неплатежеспособности. На данной стадии появляется угроза для кредиторов, поэтому антикризисное управление нужно осуществлять совместно с ними.
Антикризисное управление предприятием предполагает использование специальных инструментов для оздоровления его финансово-хозяйственного состояния. Основными из них являются постоянный мониторинг, разработка информационных протоколов, усиление мотивации персонала и т.д.