Понятие хозяйственной деятельности
Хозяйственная деятельность любого предприятия заключается в выпуске продукции, выполнении определенных работ или оказании услуг. Хозяйственная деятельность всегда имеет целью получение прибыли и удовлетворение социально-экономических интересов собственников и персонала предприятия.
Можно рассмотреть несколько стадий хозяйственной деятельности:
- осуществление научных исследований и опытно-конструкторских работ,
- выпуск продукции,
- вспомогательное хозяйство,
- обслуживание основного производства и сбыта,
- маркетинг, сбыт продукции и сопровождение продукции после продажи.
Анализ хозяйственной деятельности представляет способ познание экономических процессов и явлений, которое опирается на разделение на составные части и исследование многообразия зависимостей и связей.
Анализ хозяйственной деятельности представляет собой функцию управления любого предприятия и предшествует действиям и решениям, обосновывая научное и производственное управление и увеличивая его эффективность и объективность.
Направления анализа хозяйственной деятельности включают в себя: анализ рентабельности, прибыли, собственного капитала, ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, использование заемного капитала, а также анализ движения денежных средств и анализ деловой активности.
Показатели хозяйственной деятельности
Специалисты при анализе хозяйственной деятельности предприятия исследуют показатели в комплексе. Можно выделить несколько видов показателей.
В соответствии с положенными в основу измерителей показателями, они могут быть стоимостными и натуральными.
Самым распространенным типом показателей являются стоимостные экономические показатели, обобщающие хозяйственные явления разнородного характера. Когда предприятие использует больше одного вида материалов и сырья, то информация об общих суммах поступления, расходе и остатках предметов труда способна вычисляться только в стоимостных показателях.
Первичными являются натуральные показатели, стоимостные же являются вторичными, поскольку вычисляются на основе натуральных показателей.
Такая экономическая категория, как себестоимость продукции, издержки, прибыль или убыток может быть измерена только в стоимостных показателях.
В соответствии со стороной или операцией измерения явлений показатели могут быть количественные и качественные.
Для того чтобы вычислить результаты, которые допускают количественные измерения, используются количественные показатели. Значения количественных коэффициентов могут быть выражены в виде некоторого определенного числа, которое имеет экономический или физический смысл.
К таким показателям можно отнести финансовые, рыночные показатели, а также показатели, которыми характеризуется эффективность бизнес-процесса и деятельность по обучению и развитию персонала.
Финансовые показатели включают в себя чистую прибыль, сумму выручки, сумму постоянных и переменных издержек, оборачиваемость и рентабельность, а также ликвидность.
Рыночные показатели состоят из объема продаж, доли рынка, роста и размера клиентской базы.
Показатели эффективности бизнес-процесса включают показатели производительности труда, время выполнения заказа, производственного цикла, участие персонала, количество работников, которые прошли обучение.
Большая часть характеристик результатов работы предприятия и его отделов, а также сотрудников подлежит количественному измерению, но многие из них не поддаются количественному измерению, поэтому используются качественные показатели.
Измерение качественных показателей происходит с помощью экспертных оценок через наблюдение за результатами и процессом работы. Сюда можно отнести такие показатели:
- индекс удовлетворенности персонала,
- относительная конкурентная позиция компании,
- индекс удовлетворённости сотрудника командной работой,
- уровень дисциплины,
- качественное и своевременное предоставление документов,
- соблюдение стандартов,
- исполнение поручений руководства и др.
Качественные показатели представляют собой опережающие показатели, поскольку они оказывают воздействие на конечную работу предприятий и предупреждают о вероятных показателях количественного характера.
В соответствии с применением отдельно взятых показателей или их соотношений могут быть удельные и объемные показатели. К примеру, объем выпуска изделий, продаж или продукции представляют собой объемный показатель. Объемный показатель характеризует в целом объем экономического явления, они не являются первичными.
Вторичными показателями являются удельный показатель, который рассчитывается на основе объемных показателей. К примеру, себестоимость продукции и стоимость являются объемными показателями, а отношение себестоимости к стоимости продукции являются удельным показателем который отражает затраты на каждый рубль товарной продукции.
Результаты хозяйственной деятельности
Среди результатов хозяйственной деятельности предприятия можно выделить прибыль и доход.
Доход представляет собой выручку от реализации товара за минусом материальных затрат. Доход - денежная форма, включающая оплату труда и прибыль предприятия.
С помощью дохода можно охарактеризовать сумму средств, поступающих компании за период за вычетом налоговых отчислений, а также отчислений на потребление.
Чаще всего доход является объектом налогообложения, тогда после вычета налога его можно подразделить на фонды потребления, инвестиционный и страховой фонд.
Прибыль является частью выручки, которая остаётся после возмещения издержек производства и сбыта изделий. При условии рыночной экономики прибыль является источником пополнения доходной части местного и государственного бюджета, развития компании, ее инновационной деятельности, удовлетворения материальных интересов трудового коллектива и собственников компании.
На величину дохода и прибыли оказывают влияние объем выпускаемых изделий, его качество и ассортимент, себестоимость, система ценообразования и прочие факторы.
Прибыль может воздействовать в свою очередь на рентабельность, платежеспособность компании.