Внереализационные доходы — доходы, которые не связаны с основной деятельностью организации. К таким доходам можно отнести штрафы; активы полученные безвозмездно; прибыль прошлых лет, пени и т.д. Налогооблагаемыми внереализационными доходами признаются:
- доходы от долевого участия в других организациях;
- штрафы;
- пени;
- суммы возмещения убытков или ущерба;
- доходы от сдачи имущества в аренду.
Внереализационные доходы в бухгалтерском учете указываются на 91 счете. 91 счет разделяется на 2 пункта:
- 91.01 – учитываются доходы,
- 91.02 – учитываются расходы.
Бухгалтерские и налоговые отчеты формируются в зависимости от статьи затрат. Например: по амортизации отчеты формируют ежемесячно, по процентным заемным платежам формируют ежемесячно на крайнюю дату, при использовании резервов отчет формируют на дату начисления и т.д.
Примеры внесения внереализационных доходов и расходов в программу 1С
Рассмотрим 6 примеров ведения учета внереализационных доходов и расходов.
Пример 1. Учет внереализационных доходов в виде штрафов и пеней за нарушение условий договора в 1С.
Компания АО «Авто» заключила с покупателем АО «Мотор» договор поставки товаров на общую сумму 250 000,00 руб., в т. ч. НДС 38 135,59 руб. По договору срок оплаты установили 15 дней с момента поступления товаров. В случае не поступления оплаты в установленный срок будут применены штрафные санкции в размере 3% от общей суммы отгруженных товаров. Покупатель со своей стороны нарушил условия договора и не оплатил поставку, соответственно поставщик произвел расчет штрафных санкций. Сумма равна 7 500,00 руб.
Решение в программе 1С.
Шаг 1. Начисление штрафных санкций за просрочку оплаты покупателем.
Для начисления штрафных санкций сформируйте документ «Операции, введенные вручную». Для создания данного документа откройте меню «Операции», затем зайдите в раздел «Бухгалтерский учет» и откройте документ «Операции, введенные вручную». В появившемся окне заполните поля: наименование вашей организации, содержание (вид дохода), сумму штрафа. Так же заполните таблицу: столбец дебет (счет 76.02, наименование организации покупателя, договор поставки), столбец кредит (счет 91.01, и наименование организации покупателя).
Шаг 2. Погашение штрафных санкций покупателем.
Сформируйте документ «Поступление на расчетный счет». Для этого откройте пункт меню «Банк и касса», перейдите в раздел «Банк» затем «Банковские выписки» и откройте документ «Приход». В появившемся окне заполните поля: «Вид операции» (оплата от покупателя), «Счет расчетов (76.02), «Статья ДДС» (выберете из списка «Штрафы, пени и неустойки к получению (уплате)». По мимо указанных выше данных заполните строки:
- плательщик,
- сумма,
- наименование вашей организации,
- банковский счет,
- ставка и сумма НДС,
- назначение платежа,
- вид погашения задолженности.
Пример 2. Учет внереализационных доходов в виде курсовых разниц в 1С
Компания АО «Унистрой» 15.08.2018г. реализовал продукцию по договору, который заключен в иностранной валюте. На момент отгрузки 15.08.2018г. 1 доллар = 66,7535 руб. На момент оплаты 18.08.2018г. 1 доллар = 66,8757 руб.
Решение.
Шаг 1. Реализация товара.
Сформируйте документ под названием «Реализация товаров». Для этого откройте меню «Продажи» выберете раздел «Реализация». В открывшемся документе заполните шапку документа: банковский счет (валютный счет организации), расчеты (счет 62.21 и 62.22), курс валюты на дату отгрузки. А так же оставшиеся поля в соответствии с данными вашей фирмы. Так же в документе имеется таблица, которую необходимо заполнить: номенклатуру, количество, цену (в валюте). Сумма считается автоматически. В качестве примера произведем расчет курсовой разницы. Номенклатура – техника, количество - 50, цена – 250, сумма получится 12500$. Посчитаем сумму реализации в рублях:. Посчитаем сумму реализации в рублях:
12 500 • 66,7535 = 834 418,75 руб.
Данный расчет производит сама программа автоматически.
Шаг 2. Оплата от покупателя.
Сформируйте документ под названием «Поступление на расчетный счет». Для этого откройте пункт меню «Банк и касса», перейдите в раздел «Банк» затем «Банковские выписки» и откройте документ «Приход». В открывшемся документе заполните поля: вид операции (оплата от покупателя), сумма в валюте, банковский счет, счета расчетов и авансов (62.21 и 62.22 соответственно). Оставшиеся поля в соответствии с вашими документами. Сумму поступления программа посчитает автоматически. Рассчитаем вручную:
12 500 • 66,8757 = 835 946,25 руб.
Следующим этапом будет расчет курсовой разницы, который программа так же произведет автоматически.
Курсовая разница = сумма поступления – сумма реализации
Курсовая разница = 835 946,25 – 834 418,75 = 1527,5 рублей.
Так как курс был увеличен, то покупателю пришлось заплатить больше, поэтому сумма курсовой разницы будет зачислена в доходы организации.
Пример 3. Учет прочих доходов от продажи иностранной валюты в 1С
Организация АО «Весна» на валютном счете имеет 1 000,00 долларов на 12.06.2018г.. 20.06.2018г. организация поручила банку, который их обслуживает, продать иностранную валюту в размере 300,00 долларов. Банк купил эту валюту 21.06.2018г. по курсу 63,00 и перевел выручку от продажи.
Курс валют: на 12.06.2018 равен 62,3431, на 20.06.2018 равен 63,6175, на 21.06.2018 равен 64,0683.
Решение.
Шаг 1. Перечисление иностранной валюты для продажи.
Для формирования продажи валюты в программе 1С сформируйте документ «Списание с расчетного счета». Для этого выберете раздел «Банк и касса», затем подраздел «Банк». Дальше откройте меню «Банковские выписки» и документ «Списание». Теперь необходимо заполнить открывшийся документ: вид операции (прочие расчеты с контрагентами), сумма в иностранной валюте, банковский счет (в валютном счету организации). После проведение проводки рассмотрим расчет курсовой разницы:
(1000 • 63,6175) – (1000 • 62,3431) = 63617,5 – 62343,1 = 1274,4 руб.
Шаг 2. Поступление денежных средств на расчетный счет.
Сформируйте документ «Поступление на расчетный счет». Для этого перейдите в раздел «Банк и касса» и откройте документ «Поступление». Заполните документ: вид операции (поступление от продажи иностранной валюты), курс расчетов в иностранной валюте, по которой поступает в бак).
Расчеты:
расчет курсовой разницы: (300,00 • 64,0683) – (300,00 • 63,6175) = 135,24 руб.;
отклонение курса продажи: (300,00 • 64,0683) – (300,00 • 63,00) = 320,49 руб.
Пример 4. Учет внереализационных расходов на услуги банка в 1С
За свои услуги банк берет комиссию и списывает ее с расчетного счета организации. Банк списывает такую комиссию или один раз в месяц или несколько, все зависит от условий договора и банковских тарифов. Банк списал с компании АО «Весна» 30.06.2018 г. комиссию в размере 900 руб.
Решение.
Шаг 1. Списание комиссии с расчетного счета.
Оформите документ «Списание с расчетного счета». Для этого откройте документ «Списание». Его место нахождение описано в третьем примере. Заполните документ: вид операции (прочее списание), счет дебета (91.02), прочие расходы и доходы (расходы на услуги банка).
Пример 5. Учет прочих расходов на оплату государственной пошлины в 1С 8.3
Компания АО «Весна» обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением по отношению к поставщику. По решению суда данное заявление было принято к производству. Организация предъявила цену иска в размере 600 000,00 руб. и оплатила госпошлину в размере 15 000,00 руб.
Государственная пошлина является федеральным сбором и частью судебных расходов, а также относят к внереализационным расходам. Размер госпошлины зависит от суммы иска.
Начисление госпошлины: если сумма иска варьируется от 200 001,00 руб. до 1 млн руб., то размер пошлины равен 7 000,00 руб., плюс 2 % суммы, которая превышает сумму иска в 200 000,00 руб.
Решение.
Шаг 1. Оплата государственной пошлины.
Создайте документ под название «Списание с расчетного счета», для этого откройте документ «Списание». Заполните документ: вид операции (уплата налога), вид обязательства (налог), сумма (сумма госпошлины). В нашем примере:
15 000,00 руб. = 7 000,00 + (600 000,00 - 200 000,00) • 2%
Шаг 2. Отражение суммы государственной пошлины в составе прочих расходов.
Создайте документ с названием «Операции, введенные в ручную», для этого перейдите в раздел «Операции» – «Бухгалтерский учет» – «Операции, введенные в ручную». Заполните документ: дебет (91.02), кредит (68.10).
Госпошлину, которую организация оплатила при обращении в суд с исковым заявлением, принято считать прочим расходом. Оплата госпошлины происходит единожды в полном размере и в дату подачи иска.
Пример 6. Учет внереализационных расходов при оказании безвозмездной финансовой помощи
Организация АО «Весна» оказала безвозмездную финансовую помощь компании АО «Уют». 18.09.2018г. в размере 500 000,00 руб.
Решение.
Шаг 1. Перечисление финансовой помощи.
Создайте документ «Списание с расчетного счета», для этого перейдите в разделе «Банк и касса» в документ «Списание». Заполните документ: вид операции (прочее списание), счет дебета (91.02), прочие доходы и расходы (оказание безвозмездной помощи).