Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Этапы развития средств коммуникации с обществом

Этапы развития средств коммуникации с обществом

Этапы развития средств коммуникации с обществом – это последовательные переходы в области организации информационного обмена между людьми и обществом, основанные на изменениях в сфере производства, достижениях в области науки и техники, применении технологически новых форм коммуникации, качественно преобразующих способы взаимодействия в потреблении, распространении, трансформации и хранении интересующей информации.

Коммуникационные революции – это технически качественные изменения в способах производства и передачи информации.

Наиболее заметными и значимыми представляются следующие культурные изменения в области коммуникации, которые можно назвать эпохальными:

  • переход от устной культуры к буквенной;
  • переход от буквенной культуры - к цифровой.

Изменения в способах коммуникации, в добавление к старым, более примитивным способам принципиально новых выступает основным двигателем развития человечества, а используемый тип коммуникаций, скорость восприятия получаемой информации во многом обозначает и тип общества.

Кардинальные изменения в развитии общества совершило изобретение письменности, добавив к удобствам взаимодействия при помощи речи и языка дополнительные возможности, открывающие перспективы для дальнейшего развития общества на основе постоянного технологического совершенствования.

Переход от устной формы взаимодействия к письменной фиксации сказанного, одновременное использование этих форм коммуникации расширило возможности в передаче и сохранении информации.

Появление коммуникации на основе алфавита определило начало механистической эпохи, продолжение которой мы сейчас наблюдаем.

Переход от использования устной речи и письменности к этапу, на котором в дополнение к ним появились коммуникационные возможности книжной культуры, привел к возможности индивидуально потреблять информацию, без опоры на привычное ранее общинное сознание.

Этапы развития средств коммуникации с обществом (коммуникационные революции)

История социальной коммуникации насчитывает четыре коммуникационных революции, каждая из которых связана с появлением новых средств общения, удовлетворяющих самые насущные потребности своего времени:

«Этапы развития средств коммуникации с обществом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • первая коммуникационная революция;
  • вторая коммуникационная революция;
  • третья коммуникационная революция;
  • четвертая коммуникационная революция.

Первый этап характеризуется внедрением языка в деятельность и сознание человека. С появлением системы знаков для передачи информации возникли возможности для мгновенной реакции на происходящие события и участия в них, например, в совместном труде, охоте, собирательстве, военных действиях. С изобретением письменности появилась новая технологическая возможность, позволяющая фиксировать информацию, объем которой далеко превосходит возможности памяти одного человека. Таким образом, первая коммуникационная революция знаменует переход от устной культуры к письменной.

Второй этап характеризуется началом развития средств массовой коммуникации. С появлением печати принципиально новым носителем информации стали книги, как уникальные произведения, созданные человеком в качестве надежного собирателя и хранителя информации. Появилась возможность через печатное слово обращаться не только к современникам, но и к представителям следующих поколений. Изобретение печатного станка совершило вторую коммуникационную революцию, в результате которой информация, представленная в книжном варианте (в том числе научные знания), стала доступна широким слоям населения. С появлением книгопечатанья информация постепенно стала превращаться в продукцию массового спроса.

Третий этап характеризуется началом развития средств связи, действующих на основе электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позднее телевидение, радиотелефон. Эти средства позволили использовать сигналы для передачи информац ии на различные расстояния и получили массовое распространение.

Пресса погружает человечество в печатный «океан» социальной информации. Радио открыло для широких масс слушателей огромные возможности знакомства с шедеврами мировой литературы, классической музыки, известными исполнителями, учеными и другими интересными людьми, знакомства с интересными идеями, прослушивание новостей. Время и расстояние перестают быть препятствием для передачи сообщений. Телевидение открыло «окно» в мир, зрительное восприятие которого ранее большинству людей было недоступно. Огромному количеству людей стали доступны информационные ресурсы, содержащие сведения о странах и континентах, жизни людей во всем мире, программы, содержащие познавательные сведения о музеях мира, шедеврах живописи, скульптуры, архитектуры, садово-паркового искусства, прикладного искусства и ремесел, о нравах и обычаях, культурных традициях. Таким образом, третья коммуникационная революция определила переход от книжного варианта распространения информации к распространению с применением электроаппаратуры и приборов, обладающих возможностями скоростного и массового распространения всех форм носителей знаний.

Четвертый этап характеризуется получением доступа к мировым информационным ресурсам. Появляется возможность обратной связи, открывается перспектива нового цифрового мира, этот этап характеризуется также созданием сверхскоростных вычислительных устройств — компьютеров (в т. ч. персональных), созданием, постоянным наполнением и расширением гигантских автоматизированных баз данных и знаний, созданием и быстрым ростом трансконтинентальных коммуникационных сетей.

С появлением книг мысли, реализованные через слова и зафиксированные с помощью печатного станка, изменили представление человека о мире. Накопленные знания, передаваемые от поколения к поколению, избавили его от необходимости постоянно возобновлять утраченные источники информации. Удобная и доступная форма передачи накопленной информации в книжном формате имеет преимущество перед другими информационными формами в длительности использования.

Коммуникационный переворот, связанный с изобретением электричества привел к изменениям в образе жизни людей, когда их стала интересовать жизнь и проблемы других людей. Возникла система глобальных диалогов между людьми, в некотором смысле произошел возврат к общинному мировосприятию. Мир стал напоминать единый информационный центр, связующими звеньями которого являются телевидение, электронные средства массовой информации, интернет. Казалось – вот тот желанный мир, в который все стремились, где все будут единым целым, будут счастливы, где нет места индивидуализму, эгоизму и изоляции, где нет места обману и войнам. Однако возможность индивидуального потребления информации привела к еще большему разобщению между людьми, во многих случаях искажая, уродуя прежние традиционные многовековые формы коммуникации, которые определяли нормальный, здоровый образ жизни.

Наиболее приемлемым и разумным вариантом на сегодняшний день представляется использование всех коммуникационных форм взаимодействия, информационных возможностей, накопленных человечеством за всю историю его существования, ибо каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 23.04.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot