Социология М. Вебера: сущность
Макс Вебер был одним из выдающихся социологов, который изучал общество в точки зрения человеческого поведения. О предполагал, что человек поступает так или иначе не потому, что ориентируется на внешние факторы, а потому, что понимает процессы и явления по-своему. Соответственно, и его поведение нужно изучать не с точки зрения внешнего описания, а скорее с точки зрения понимания, примерки обстоятельств и ситуации на самого себя и осознания собственных действий и интенций в тех или иных ситуациях.
С точки зрения М. Вебера ключевым аспектом социологической науки является исследование таких факторов и элементов человеческого поведения, как:
- Намерения человека;
- Ценности индивида;
- Убеждения в отношении тех или иных процессов и явлений;
- Мнения в отношении определенных жизненных ситуаций.
Чтобы постигнуть смысл человеческого действия, его необходимо понять. То есть, концепция понимания – это метод, которые делает возможным социологическое объяснение процессов и явлений, в которых главным действующим лицом является человек со своими смыслами, поведением, пониманием процессов изнутри. В особой степени на это оказывает влияние человеческое мировоззрение, поскольку оно уникально и неповторимо, как и внутренний мир любого человека, его интеллектуальные и физические способности.
Метод социологического понимания заключается в том, что социолог как специалист пытается мысленно стать на место другого человека, тем самым понять как рациональные, так и эмоциональные причины и принципы, которые двигали человеком в осуществлении определенных действий. При этом сам социолог обязан избавиться от своих субъективных оценок, полностью отключить собственное понимание чего-либо, так как на определенное время, то есть на время эксперимента и исследования он становится другим лицом. По этой причине М. Вебер неоднократно подчеркивал, что смысл социологии заключается в том, чтобы изучить общество, а изучение общества – это значит глубокий анализ и исследование индивидов, мотивов их поступков, поиск рационального объяснения любым процессам и явлениям.
Отсюда вывод исследователя о том, что социология должна отбросить любые субъективные оценки и попытки изучать эмоции человека, а должна стать рациональной наукой, которая будет направлена на постижение смысла социального действия. Важной миссией социолога является освоение понятийного аппарата с его многообразными конструкциями, которые позволили бы социологической науке выделять смыслы, ранжировать их, анализировать каждый в соответствии с набором требований и качеств.
Методологические инструменты М. Вебера
Поскольку М. Вебер очень глубоко рассматривал социологические особенности различных явлений и процессов, а также самого человека, то он выявил несколько методологических инструментов. Одним из них является понятие «идеальный тип». Согласно М. Веберу, это особая, уникальная теоретическая конструкция, которая предназначена для того, чтобы выделять самые значимые характеристики, которыми обладает человеческая социальная реальность. Она, в свою очередь, представлена как феномен, поэтому нуждается в особом изучении и отношении.
Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется в качестве теоретической схемы, для разработки которой нужны дополнительные знания, более углубленное изучение отдельных областей. Можно сказать, что идеальный тип – это утопии, которые создает сам исследователь, и которые на самом деле в реальности формироваться не могут. Но зато благодаря понятию идеального типа перед ученым открываются возможности исследовать конкретные исторические события и ситуации, применяя разработанные измерительные планки. Таким образом, благодаря искусственно созданной системе исследуются настоящие типы, процессы, поведения человека, которые когда-либо наблюдались в реальности.
По сути, идеальный тип – это конструкция, которая служит средством для реализации ценностно-независимого исследования. Социолог – это человек, свободный от субъективных оценок, свободный от собственного мнения, от своих интересов и желаний, стремящийся к тому, чтобы создать ту, настоящую реальность, какой она была. Отсутствие субъективного восприятия со стороны исследователя – это важная черта специалиста, поэтому М. Вебер обращал на это особое внимание.
Таким образом, Макс Вебер сделал большой вклад в развитие социологической науки, в частности ввел такие понятия, как «понимающая социология» и «идеальный тип». Они позволили рассмотреть социологию с иной точки зрения – как научную дисциплину, которая ориентирована на изучение человеческого поведения с точки зрения его основных намерений, мнения, интересов и потребностей, которые являются движущими силами деятельности индивида. Данная идея оказала значительное влияние на развитие иных общественных наук, и в особенности это коснулось социологии и религиоведения. Несмотря на то, что Вебер находился под значительным влиянием со стороны кантианской этики, он полагал, что она устарела для его современников, поэтому совершенствовал ее и трансформировал в соответствии с состоянием социологической реальности.
Также стоит отметить, что исследователь углубленно рассматривал отношения объективности и субъективности. Он различал несколько понятий:
- социальное действие,
- социальное поведение.
Социальное действие можно было изучать через призму субъективных взаимозависимостей и отношений, которые складываются между индивидами, так как действие всегда предполагало обратную реакцию на чье-либо поведение. Изучение поведения и действий подразумевалось через субъективные способы, то есть полный отказ от своего видения и примерка на себя роли того, за кем собственно и производится наблюдение, чье поведение анализируется. При этом, Вебер подчеркивал, что нет одного субъективного действия, и исследователь в любом случае может представить несколько вариантов рассмотрения социальной действительности, необязательно все они будут зависеть от его собственных желаний и потребностей.