Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная профилактика девиантного поведения подростков в условиях малого города

Девиантное поведение как феномен

Определение 1

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Выделяют различные виды девиантного поведения, свойственных молодым людям, в их числе:

  • бродяжничество (уход из дома);
  • злоупотребление психоактивными веществами (пав): алкоголь, табак, наркотики;
  • суицидальное поведение;
  • проституция;
  • сексуальные девиации;
  • осознанное совершение преступлений корыстной или агрессивной ориентации.

Факторы развития девиантного поведения

В связи с выделенными выше основными видами отклоняющегося поведения отмечают следующие факторы, способствующие их развитию:

  • экономически-социальный;
  • психолого-педагогический;
  • психофизиологический;
  • биологический.

Экономически-социальный фактор включает в себя общий уровень социально-экономической стабильности в стране и местности, экономическое неравенство, уровень бедности и безработицы.

Под психолого-педагогическим фактором подразумевается тип воспитания в семье, окружение подростка, давление сверстников и референтных групп, а также влияние школьных институтов.

Психофизиологический фактор связан с такими явлениями как акселерация и инфантилизм, то есть ускоренное и замедленное физиологическое, психологическое и половое развитие.

Биологический фактор основан на росте психических заболеваний среди молодежи, ухудшением физического здоровья.

Профилактика девиантного поведения в условиях малого города

Проведенные исследования в сфере структуры преступности молодежи в малых городах показали их отличие от структуры в крупных городах. Девиантное поведение подростков в маленьких городах отличается меньшим количеством убийств и изнасилованием, но большим количеством проявления хулиганства. Социологи связывают этот феномен с проблемой подростковой алкоголизации, распространенной в небольших городах, а также наркомании, токсикомании, высокого уровня безработицы и низкого уровня жизни.

«Социальная профилактика девиантного поведения подростков в условиях малого города» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данная проблема требует не только решения в виде реабилитации и применения санкций по отношению к подростку, прибегающему к девиантному поведению, но и введение профилактических мер для предотвращения роста уровня отклоняющегося поведения молодежи в будущем.

Под профилактикой девиантного поведения понимают комплекс мер, направленных на различные уровни социальной организации по преодолению данного поведения, ориентированных на предупреждение и ликвидацию тех факторов, которые способствовали развитию социального отклонения.

В связи с этим выделяют несколько подходов к профилактике девиантного поведения:

  • информационный;
  • социально-профилактический;
  • социально-педагогический;
  • применение санкций.

Информационный подход основан на предположении о том, что девиантное поведение подростков и детей спровоцировано незнанием или неусвоением социальных норм. Следовательно, для профилактики данного поведения требуется информирование молодежи о требованиях, предъявляемых к ним обществом, о социальных нормах, стандартах поведения. Реализуется это посредством СМИ (телевидение, журналы, газеты, информационные интернет-ресурсы), через кинематограф, театральное искусство, художественную литературу, другие произведения культуры, через систему социального обучения с целью формирования осознанности подростка, повышения его образованности и чувства долга, привития ему морально-нравственных качеств.

Социально-профилактический подход ставит своей целью поиск, ликвидацию и нейтрализацию факторов, вызывающих рост девиантного поведения. Реализуется он посредством выполнения государством, обществом, отдельным учреждением или лицом социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий.

Социально-педагогический подход занимается восстановлением и коррекцией качеств личности подростка с девиантным поведением. Ключевое место занимают нравственные и волевые качества личности.

Применение санкций как подход в профилактике девиантного поведения показал себя лишь отчасти эффективным, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же — выявление и устранение причин социальных отклонений.

Для наиболее эффективной профилактики девиантного поведения среди подростков и молодых людей следует руководствоваться следующими требованиями к профилактической деятельности:

  • сочетание государственных и общественных сил в борьбе с асоциальным поведением;
  • комплексный подход: влияние на личность подростка, окружающую ее среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
  • специализация информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
  • распределение обязанностей по профилактике среди всех участников профилактической деятельности;
  • определение сферы применения мер воспитания, обеспечения нормальных жизненных условий, социальной помощи;
  • применение санкций в случае необходимости.

В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.

Итак, для профилактики девиантного поведения среди молодежи, особенно в условиях малого города, могут проводиться различные досуговые мероприятия, позволяющие занять время молодых людей, приобщая их к культуре, спорту, социально полезным занятиям, позволяя обучиться новым навыкам. Например, организовываются спортивные фестивали, городские конкурсы, выставки, олимпиады с поощрительными призами, тренинги, открываются дополнительные кружки и образовательные программы. При этом важно учитывать увлечения и интересы ребенка.

Помимо этого, не менее важную роль играет и пропаганда здорового образа жизни и социально полезной деятельности. В школах и специальных учебных заведениях устраиваются субботники, организовываются конкурсы, классные часы, праздники, посвященные заботе об окружающей среде, помощи пожилым, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot