Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанровые трансформации в современной прозе

Жанровые трансформации в современной прозе

Современная лингвистика текста, а также теория дискурса исследует чрезвычайно продуктивное направление, связанное с развитием и трансформацией традиционных речевых жанров. Как часть дискурса, речевой жанр обусловлен коммуникативной традицией, определяющей его коммуникативные цели, пропозициональное содержание, позицию коммуникантов и иные характеристики. Сложнее дело обстоит с литературными жанрами, которые в отличие от речевых жанров являются более крупными образованиями и определяются не только условиями реальной коммуникации, но и системой литературной топики, складывающейся в рамках того или иного художественного метода или литературного направления.

Современная проза может быть представлена как система жанровых форм, находящихся в постоянном движении, динамическом изменении, обусловленном художественными поисками формы выражения содержания произведения.

Определение 1

С точки зрения лингвистики литературный жанр предстает как устойчивая система лингвопоэтических особенностей, определяющих формально-содержательные и структурно-композиционные особенности литературного произведения.

Современная проза характеризуется жанровыми трансформациями, которые приводят к следующим последствиям:

  1. Расшатывание традиционной системы жанров и ее обновление.
  2. Формирование и развитие новых жанров за счет появления новы, экспериментальных форм выражения содержания.
  3. Появление гибридных жанров, которые возникают на стыке искусств и форм выражения (например, на стыке вербальной и графической систем выражения возникает графический роман).

Жанровые трансформации современной прозы проявляются в двух направлениях:

  1. Появление гибридных жанровых форм (например, роман-комикс, графический роман, интерактивный роман, роман-квест), сочетающих вербальную и визуальную и (или) цифровую интерактивную составляющие.
  2. Возникновение жанровых форм на основе уже имеющихся жанров (например, так появляется роман-дневник, рассказ-исповедь, роман-пьеса и проч.). Такие изменения жанровых форм привычны для литературы и стали появляться еще в XIX веке. Так, «Мертвые души» Н. В. Гоголя получили жанрово определение «поэма», а «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – «роман в стихах»
«Жанровые трансформации в современной прозе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Жанровые изменения современного романа

Рассмотрим примеры жанровых трансформаций в современной прозе, обратившись к авторским определениям жанра, и попробуем составить классификацию типов жанрового определения современного романа:

  1. Романы, чья жанровая форма определяется соотнесением с жанровой формой киноискусства: роман-кино (подзаголовок серии романов Б. Акунина «Смерть на брудершафт»), роман-пеплум (подзаголовок исторического романа А. Иванова «Тобол»).
  2. Романы, жанр которых определяется соотнесением с музыкальным произведением: «опера в трех действиях» (жанровое определение романа Д. Быкова «Орфография»).
  3. Роман, определяемый через сопоставление с графическими жанрами: роман-комикс («Синдикат» Д. Рубиной).
  4. Роман, жанровая природа которого определяется через соотнесение с компьютерными жанрами: роман-компьютерная игра («Квест» Б. Акунина).
  5. Романы, определяемые через соотнесение с другими литературными жанрами: роман Д. Быкова «ЖД» имеет жанровое определение «поэма».

Таким образом, размывание жанровых границ роман как основного жанра прозы, его пластичность свидетельствуют о том, что романная форма находится в постоянном развитии, поиске новых форм выражения. Появляются также романы, которые не имеют авторского жанрового определения, но могут быть отнесены к той или иной жанровой форме. Например, многие романы Б. Акунина, вышедшие в серии «Жанры», отсылают к определенному типу романной формы: шпионский роман, фантастический роман, детская книга и проч. Беллетризованные биографии Л. Толстого, М. Горького, выпущенные П. Басинским, можно отнести к романам-биографиям. Книга П. Басинского «Подлинная история Анны Карениной» является литературно-критическим романом, как и сборники Д. Быкова «Русская литература. Страсть и власть», «Русская литература. Мифы и соблазны».

Жанровые трансформации в современной прозе ведут к изменениям в художественной форме, которые неизменно отражаются и на содержании произведений. Так, частью художественного дискурса становится мистификация, литературная игра, интертекстуальные параллели. Роман вовлекается в пространство культурных ассоциаций, расширяет свои границы и моделирует новое представление о прозаических жанрах.

Таким образом, жанровые трансформации в современной прозе на примере изменения романной формы свидетельствуют об активизации процессов взаимопроникновения различных видов искусств.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot