Типология орфографических заданий
Обучение орфографии, будучи значимой частью формирования письменной речевой культуры, включает различные типы упражнений. Принцип вариативности орфографический упражнений связан с комплексным характером орфографических умений, в основе которых лежит совокупность аналитико-синтетических навыков, поэтому использование разных типов упражнений направлено на формирование и закрепление разных стратегий освоения нормы в индивидуальной письменной речевой деятельности.
Среди основных типов заданий орфографического практикума в школьном курсе используют:
- Задания альтернативного характера, которые ставят перед учеником вопрос выбора одного из двух типов написания.
- Задания репродуктивно-объяснительного характера (осложненное списывание и его виды).
- Задания на исключение слов, не удовлетворяющих условиям выбора орфограммы.
- Задания на классификации, в рамках которого осуществляется распределение слов с изучаемыми орфограммами на основании каких-либо критериев (например, условия выбора написания) по определенным группам.
- Задания на речевое конструирование: образование слов по образцу для появления условий выбора изучаемой орфограммы.
- Задания на оценку нормативности применения орфографического правила (поиск и исправление ошибок).
- Задания творческого характера, предполагающие развитие орфографических навыков в контексте свободной речевой деятельности.
Эти задания являются необходимой частью орфографической подготовки, каждое из них направлено на развитие определенных орфографических навыков, поэтому их использование на уроках методически обосновано и целесообразно. Однако существует и такой тип задания, который редко используется в учебниках по русскому языку, однако включен в структуру экзаменационной работы по русскому языку за курс основной школы. Речь идет о задании на поверку навыков орфографического анализ, в котором учащемуся предлагается оценить корректность объяснения выбора того или иного варианта написания на основе действующей нормы.
Задания на выбор правильного объяснения написания и их использование в обучении орфографии
Задания на выбор правильного объяснения написания являются типом дидактических упражнений, которые направлены на развитие умений оценивать выбор написания с позиции действующей нормы.
В отличие от заданий, направленных на формирование орфографических навыков (по сути, автоматизированных действий в области правописания), задания на объяснения предполагают высокую степень осознанности в использовании навыков письма и знание нормы на уровне формулировки правила и его условий.
Использование заданий на объяснении позволяет решить следующие практические задачи обучения орфографии в школе:
- Сформировать понимание важности теоретической части орфографической подготовки.
- Акцентировать внимание учащихся на разных типах орфограмм и их опознавательных признаках.
- Развить орфографическую зоркость тренируют зрительную память.
- Сформировать навыки применения орфографических правил в практике письма.
- вязать орфографические темы с грамматическим материалом (например, актуализировать связь орфографической нормы с частеречной принадлежностью слова или его грамматическими признаками).
Рассмотрим варианты использования заданий на объяснение при изучении орфографических тем:
- Учащимся предлагается ряд слов с изученными орфограммами и варианты правильного объяснения выбора этих орфограмм, задача учащихся – соотнести орфограммы и соответствующие им объяснения.
- Учащимся предлагаются формулировки орфографических норм, задача – подобрать примеры, иллюстрирующие каждый вариант объяснения.
- Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами (орфограммами), для которых нужно самостоятельно сформулировать соответствующие обоснования выбора правильных написаний.
- Учащимся предлагаются неверные обоснования выбора написания, необходимо найти и обосновать ошибку в формулировке.
- Учащимся предлагаются варианты объяснения орфограмм и текст без пропуска букв (с невыделенными орфограммами). Задача учащихся – подобрать примеры, подходящие под объяснения.
- Учащимся предлагается создать собственные задания на объяснения правописания слов (из числа изученных орфограмм).
Дидактическая ценность таких заданий заключается в том, что они предполагаю актуализацию объяснительного принципа в обучении орфографии: учащийся осознанно выбирает вариант правильного написания, опираясь на действующую норму.
Помимо этого, задания на объяснение способствуют развитию познавательных навыков:
- Аналитических умений и навыков, лежащих в основе выбора правильного варианта написания на основе сопоставления и оценки признаков нормативного написания.
- Словесно-логической памяти и зрительной памяти.
- Внимания к морфемному строению и морфологическому статусу слов.
- Навыков восприятия учебно-научного текста и его использования для решения практических коммуникативных задач.
Несмотря на богатый дидактический потенциал, задания на объяснение не являются универсальным инструментом развития орфографических навыков, поэтому их необходимо сочетать с другими типами заданий для комплексного развития грамотности.