Учебно-методические рекомендации по русскому языку как жанр
В преподавании русского языка в школе используются различные авторские учебные программы, содержание которых соответствует образовательным стандартам и требованиям к уровню предметной подготовки учащихся. Определенным учебным программам соответствуют различные учебно-методические комплексы, включающие совокупность дидактических материалов, предназначенных для учителя и учеников. К ним относят:
- Учебник как основное дидактическое средство.
- Учебно-дидактические материалы, например, тетради на печатной основе, сборники контрольно-измерительных материалов, учебные тренажеры, аудиовизуальные средства (фонохрестоматии) и проч.
- Учебно-методические материалы (учебно-методические рекомендации, методические пособия, поурочные разработки проч.).
Учебно-методические рекомендации представляют собой разновидность учебно-методической литературы, предназначенной для учителя-предметника и отражающей специфику подачи материала и организации обучения в рамках определенной программы обучения.
Любой авторский курс русского языка базируется на данных теоретического языкознания, сведений о системном строении языка, традиционном грамматическом учении, однако механизмы подачи этого материала, совокупность упражнений, используемых для его усвоения и формирования необходимых коммуникативных и языковых навыков, специфична для каждого автора. Более того, автор может отличать и общий подход к формированию языковых компетенций. Например, часть авторов предпочитает опираться на коммуникативно-речевую методику, другие же – на ономасиологический подход к изучению языка, третьи предпочитают структурно-семантический подход, доминирующий в отечественном теоретическом языкознании. Каждый из этих подходов является научно обоснованным и имеет право на реализацию в рамках формирования базовых лингвистических компетенций у учащихся.
Как методический жанр учебно-методические рекомендации по русскому языку характеризуются единством коммуникативной цели, образом авторов и адресата, образом прошлого и будущего, диктумным уровнем высказывания, а также особенностями языковой организации:
- Коммуникативная цель учебно-методических рекомендаций состоит в том, чтобы помочь учителю организовать преподавание русского языка с учетом требований авторской программы и учебно-методического комплекса.
- Образ автора в учебно-методических рекомендациях предстает как коллектив авторов –ученых-лингвистов, методистов, разъясняющих сущность и особенности реализуемых в УМК подходов к раскрытию учебного материала.
- Образ адресата складывается как совокупный образ учителей-предметников, обращающихся к методическим рекомендациям с целью получения ответа на вопрос об оптимальных формах и методах организации учебной деятельности на уроке.
- Образ прошлого в методических рекомендациях представлен в тех частях, где актуализируются предметные связи и повторение изученных тем. Образ будущего формируется как представление о системе предметных навыков, которыми овладеет учащийся при правильно организованном учебном процессе.
- Диктумный (событийный) уровень рекомендаций представлен с помощью системы учебных событий (разделов, тем), содержание и методику изучения которых отражают рекомендации.
- Особенности языковой организации учебно-методических рекомендаций определяются их отнесенностью к учебно-научному подстилю речи и проявляются в использовании терминов и научной лексики, строгости изложения, однозначности и логичности текстовой структуры, применении рубрикации как композиционного приема, использовании модальных глаголов семантикой долженствования с целью подчеркнуть рекомендательный характер материала (следует, необходимо, нужно).
Функционирование методических рекомендаций в педагогическом процессе
Функционирование учебно-методических рекомендаций в педагогическом процессе представляет собой их использование учителем в процессе подготовки и проведения уроков по темам (разделам) курса.
Общее содержание работы учителя с учебно-методическими рекомендациями сводится к следующему:
- Изучение содержания учебного раздела, последовательности расстановки тем, основных целей и задач освоения раздела, а также планируемых результатов обучения.
- Анализ учебно-методических рекомендаций, касающихся изучения раздела или темы, выделение основных дидактических единиц, подлежащих усвоению, определение подходов (педагогических техник) работы с учебным материалом, планирование базовых видов учебной деятельности на уроке, а также методов и форм организации учебного процесса.
- Подбор и распределение учебного материала в соответствии с принципами, положенными в основу методических рекомендаций.
- Проведение уроков на базе подхода, предложенного в учебно-методических рекомендациях.
- Анализ и оценка результативности обучения.
При использовании учебно-методических рекомендаций учитель должен помнить, что предложенный подход к обучению в них носит рекомендательный характер, что предполагает вариативность выборе форм и методов преподавания. В частности, учитель ориентируется не только на содержание методических рекомендаций, но и на уровень подготовки класса, динамику усвоения темы, а также индивидуально-психологические особенности обучающихся.