Требования к подготовке по русскому языку выпускников основной и средней полной школы в условиях 2021 года
Введение новых образовательных стандартов выдвинуло новые требования к уровню подготовки учеников девятых и одиннадцатых классов. Изменения затронули как целевой, так и содержательный компонент образовательных программ. Перенесение акцента с механического усвоения знаний на личностно-ориентированный деятельностный подход в обучении сделало актуальным проблему результативности образования.
Основной документ, регламентирующий содержательно-результативную стороны обучения, - Федеральный государственный образовательный стандарт. В соответствии с требованиями стандарта результаты обучения представлены как группы функциональных умений и навыков, обеспечивающих личностное самоопределение, развитие значимых социальных навыков и овладение основами организации собственной деятельности. Результаты включают:
- Личностные, предполагающие овладение системой базовых ценностей, а также реализацию установки на личностное и профессиональное самоопределение.
- Метапредметные, ориентирующие учеников в интеллектуальной, коммуникативной деятельности, закладывающие основы планирования и контроля собственной деятельности на всех этапах ее осуществления.
- Предметные, связанные с практическим применением основ научных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Повышение роли личностного начала в образовании выдвигает в качестве основного требования в подготовке по русскому языку осознание его как инструмента формирования собственной национальной идентичности, развития языковой личности и усвоение базовых ценностей, заложенных в русской культуре.
Понимание языка как инструмента развития и социализации личности обусловливает его исключительную роль в формировании общих учебных умений выпускника. Русский язык является не только учебным предметом, но и способом получения знаний, основой словесно-логического, понятийного мышления, а также инструментом саморегуляции и эффективного общения.
Исключительная роль русского языка в формировании личности выпускника обусловливает и требования к усвоению содержательной стороны программы, которая включает:
- Формирование представлений о системном строении языка и умений использовать его закономерности в коммуникации.
- Развитие всех видов речевой деятельности, предполагающее осознанное восприятие речи и смысловое чтение, умение выразить и обосновать свою точку зрения, построить собственное монологическое высказывание с опорой на знание языковой системы и требования ситуации коммуникации, грамотно оформить его на письме.
Данные требования к языковой подготовке выпускников учтены в системе государственной итоговой аттестации в девятом-одиннадцатом классах.
Государственная итоговая аттестация и требования к языковой подготовке выпускников
Итоговый экзамен по русскому языку в основной школе проводится в формате ОГЭ и ориентирует выпускников на овладение следующими базовыми знаниями, умениями и навыками в области языкознания и речевой деятельности:
- Навыки восприятия и понимания устного и печатного текстов, умения передавать содержание воспринятого на слух текста в письменной форме, а также создавать свои речевые произведения на заданную тему, оформляя их в соответствии с нормами русского литературного письменного языка (задания 1, 9).
- Умения производить синтаксический анализ предложений (задание 2) и словосочетаний (задание 4), осуществлять верный выбор знаков препинания (задание 3) и применять орфографические нормы для выбора верного написания (задание 5).
- Понимать содержательную и смысловую сторону читаемого текста (задание 6), анализировать используемые в нем средства выразительности (задание 7), владеть лексическими возможностями языка (задание 8).
Подготовка выпускников средней школы ориентирует их на сдачу Единого государственного экзамена по русскому языку, включающего следующие контрольно-оценочные блоки:
- Проверка уровня владения нормами языка: орфоэпическими, морфологическими, лексическими и грамматическими (задания 3-8), орфографическими (задания 9-14) и пунктуационными (задания 15-21).
- Оценка навыков восприятия и понимания текста (задание 22), умения характеризовать его речевую организацию, лексические и выразительные средства (задания 23-24, 26).
- Проверка знаний в области строения текста, лексико-грамматических средств связи между его частями, а также стилистических особенностей (задания 1, 25).
- Оценка развития письменной речи, способности построить собственное речевое высказывание в письменной форме на основе заданного, формулировать и аргументировать собственную позицию, рассуждать на предложенную тему, грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли на письме, соблюдая нормативный аспект культуры речи.
Задания, входящие в структуру ЕГЭ, проверяют все компоненты программы, связанные со знанием норм языковой системы и умением применять эти знания на практике.
Требования к подготовке по русскому языку выпускников основной и средней полной школы носят системный характер, ориентируют на развитие языковой личности молодых людей и осознанного отношения к языку как средству познания, общения и инструменту будущей профессиональной деятельности.