Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Техника анализа смысловой связи между аргументами в сочинении формата ЕГЭ по русскому языку

Актуальные аспекты работы над сочинением формата ЕГЭ

В подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку включает систему работы по формированию навыков написания сочинения-рассуждения по тексту, предложенному для анализа. Особенностью этого сочинения является то, что оно обладает достаточно жесткой композиционной структурой, которая включает несколько обязательных компонентов. С одной стороны, это облегчает проверку и оценивание сочинения в соответствии с заданными критериями. С другой стороны, отсутствие свободы в написании сочинения делает это задание формальным, сильно ограничивает выпускника выборе и использовании индивидуальной стратегии при создании творческой работы.

Найти баланс между формальным характером работы и потребностью в речевом творчестве возможно при условии максимальной индивидуализации сочинения в рамках заданной структуры. Русский язык, обладая богатыми синонимическими возможностями, позволяет выразить одну и ту же мысль разными языковыми средствами, ни разу не повторяясь. Поэтому обучение написанию сочинения формата ЕГЭ сочетает овладение структурной схемой работы и приемами речевого творчества.

Важным аспектом в обучении написанию сочинения выступает усвоение приемов аргументации, которые издавна являлись предметом изучения в риторике. Искусство аргументации является механизмом, который позволяет учащемуся не только подтвердить правильность формулировки проблемы текста, но и соотнести ее с композицией текста и логикой авторского рассуждения.

В сочинении предполагается не только аргументация проблемы, но и ее комментарий с опорой на выделенные аргументы, объяснение того, как приведенные примеры позволяют понять проблему и авторскую позицию.

Аргументы в тексте не могут быть не связаны в смысловом отношении, поскольку это противоречит идее единства текста на содержательном и формальном уровне. Не всегда выпускник способен уловить эту связь и понять ее значение, однако по требованию контрольно-измерительных материалов он должен ее указать и объяснить ее смысл.

Техника анализа смысловой связи между аргументами в сочинении формата ЕГЭ по русскому языку

Чтобы обучить школьников приемам установления смысловой связи между аргументами и формулировки ее значения, учитель использует ряд методических приемов, направленных, в первую очередь, на уяснение смысловой структуры текста:

«Техника анализа смысловой связи между аргументами в сочинении формата ЕГЭ по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Составление тезисного плана текста с определением последовательности его частей и характера связи между ними.
  2. Составление понятийного кластера текста с выделением наиболее значимых связей между отдельными частями.
  3. Создание графической схемы текста (денотатного графа) для наглядной демонстрации его композиционной структуры и смысловых отношений между частями
  4. Формулировка к тексту системы вопросов, которые включают вопросы разного уровня: содержательные, композиционные, смысловые.
  5. Контент-анализ текста с выделением ключевых слов для установления понятийного поля текста и связей между ними.
  6. Анализ готовых образцов сочинений, в которых устанавливаются смысловые связи между аргументами, раскрывается их значение для понимания соотношения аргументов.

Эффективным приемом работы на начальном этапе усвоения смысловых связей между аргументами является рассмотрение разных типов смысловых связей и из особенностей. Здесь используются следующие приемы работы:

  1. Составление таблицы, в которой обобщаются сведения о типах смысловой связи между аргументами и их особенностях.
  2. Называние вида смысловой связи по описанию ее характерных особенностей.
  3. Установление соответствия между типом смысловой связи и ее характеристикой.
  4. Исправление ошибок в определениях разных видов смысловой связи между аргументами.

Для уяснения особенностей смысловой организации текста полезны упражнения, позволяющие установить характер связи между частями текста на примере небольших по объему произведений (басен, рассказов, притч). Для этого учитель может предложить следующие виды заданий:

  1. Прочитайте текст, найдите в нем примеры пигментов, подтверждающих авторскую позицию, связанных на основе аналогии (противопоставления, причинно-следственной связи).
  2. Прочитайте фрагмент рецензии на основе прочитанного текста и отметьте, в чем состоит ошибка в установлении смысловой связи между аргументами текста.
  3. Продолжите прочитанной фрагмент текста, введя в него аргумент, связанный с предыдущим при помощи одного из типов смысловой связи.
  4. Перестройте текст так, чтобы между аргументами появился новый вид смысловой связи.

Эффективным приемом также является написание собственных текстов на основе заранее заданных типов смысловой связи между аргументами.

Таким образом, техника работы над установлением типа смысловой связи между аргументами и ее анализа включает систему методических приемов, направленных на выявление композиционно-смысловой структуры текста и ее описание.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot