Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль русских зоонимов в преподавании в лингвистическом аспекте

Роль русских зоонимов в преподавании в лингвистическом аспекте

Зоонимы как факты лексической системы русского языка еще недостаточно освоены методикой преподавания русского языка. Многообразие лексических фактов, с которыми сталкивается школьник, изучающий русский язык, включает все богатство лексики, в том числе и случаи метафорического употребления слов. В этой ситуации необходимо целенаправленно и систематически развивать представления школьников о способах номинации, типах метафоризации для успешного усвоения лексических единиц.

Определение 1

Зоонимы представляют собой класс лексико-семантических единиц, которые обозначают животных, а также употребляются в качестве метафорических номинаций людей.

Как правило, зоонимы в школьном курсе языкознания не являются предметом самостоятельного изучения. Учащиеся воспринимают данные слова либо как часть терминосистемы (например, в области биологии), либо как часть разговорного языка повседневного неформального общения. Причем в последнем аспекте зоонимы воспринимаются как компоненты лексической системы, имеющие оценочную функцию. Обычно учащиеся осознают функциональную нагрузку зоонимов в речи, которые употребляются для положительной оценки личности (Ты ранняя пташка!), а также для унижения, выражения негативной оценки (Ты баран! Ты, слон, не топай!)

В преподавании русского языка учителю-словеснику важно не только актуализировать знания учащихся о разных типах лексических единиц, но и научить правильно использовать их в речи. Знакомясь с зоонимами, учащиеся осваивают их место в лексической системе, речевые функции, возможности метафорического употребления, а также их функционально-стилевую принадлежность. Употребление зоонимов тесно связано с вопросом развития культуры речевого общения школьников, а именно ее этического аспекта. Используя зоонимы как средства номинации человека, подросток должен понимать меру коммуникативной «ответственности» за реализацию их языковых функций, осознавать их бранный, уничижительный смысл.

«Роль русских зоонимов в преподавании в лингвистическом аспекте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Зоонимы как класс языковых единиц и их роль в речи

Как лингвистический феномен, зоонимы являются разновидностью лексических единиц, которые помимо прямого значения, развили переносное на основании метафоры. Метафорический перенос в данном случае основывается на ряде признаков:

  1. По внешнему виду и производимому впечатлению: Посмотри, какая пава! Вылитый пингвин!
  2. По особенностям поведения: Не стрекочи, сорока! Медведь, смотри под ноги!
  3. По внутренним качествам, которые присущи человеку (уровень интеллекта, черты характера): Не будь ослом!

Выступая в переносном значении, зооноимы функционируют как зоосемантические метафоры, расширяя диапазон оценочных и изобразительных средств языка.

Определение 2

Зоосемантическая метафора представляет собой разновидность метафорического переноса, основанного на развитии семантических связей, лежащих в основе аналогии «человек – животное».

Как прием, используемый в художественной литературе, зоосемантическая метафора становится основой антропоморфизма – принципа изображения явлений природы (живой и неживой) по аналогии с человеком и его свойствами.

При этом за многими зоонимами закрепились устойчивые значения, содержащие обобщенную характеристику человека и его качеств. Так, в отечественной речевой традиции медведь – неуклюжий человек, заяц – трусливый, лиса – лицемерный, хитрый, ворона – рассеянный, черепаха / улитка – медлительный. Многие зоонимы употребляются в качестве бранных слов (козел, баран / овца, свинья, собака, крыса), что переводит их в разряд инвективной лексики в определенных контекстах.

В русский речевой традиции зоонимы с суффиксами субъективной оценки нередко используются по отношению к ребенку: котенок, рыбка, зайка, птенчик. Такое такие зоонимы являются средством ласковой, неформальной номинации в кругу семьи, в ситуациях интимного общения между близкими родственниками.

Наоборот, зоонимы с суффиксами пренебрежительное оценки или с семантикой преувеличения (козлина, волчара, медведище) используются, чтобы подчеркнуть негативное отношение к адресату или объекту речи.

В русском языке за зоосемантическими метафорами закреплено определенное социокультурное значение. Так, в русском языке слово «кляча» имеет отчетливую отнесенность к немолодой, плохо сохранившейся женщине. Номинация «наседка» обычно используется для обозначения матери, слишком заботящейся о своих детях, чрезмерно их опекающей. Таких примеров можно привести немало, что свидетельствует о том, что зоонимы выступают частью национальной концептосферы, что особенно важно для анализа специфики словоупотребления в русской речевой традиции.

Использование зоонимов в преподавании русского языка должно опираться на выявление их лингвистических характеристик и роли в коммуникации. Также при изучении зоонимов учитель должен уделять внимание вопросам этических норм коммуникации, формированию представлений о допустимом и недопустимом речевом поведении индивида, навыки речевого самоконтроля, препятствующие использованию оценочных единиц в функции уничижительных номинаций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot