Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль лингвистического комментирования в подготовке старшеклассников к олимпиаде по русскому языку и литературе

Роль лингвистического комментирования в подготовке старшеклассников к олимпиаде по русскому языку и литературе

Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку требует широкой эрудиции, что предусматривает необходимость целенаправленной работы по развитию лингвистической компетенции, направленной на понимание текста. Обычно учебные тексты не вызывают затруднений у подготовленных учеников, однако понимание олимпиадных текстов может быть затруднено в силу особенностей лексики, присущих произведениям классиков, а также наличию метафорического компонента значения.

Определение 1

Лингвистический комментарий представляет собой разновидность учебно-методической работы, направленной на формирование адекватного понимания текста за счет пояснения отдельных элементов его структуры: значения слов, грамматических конструкций и других компонентов.

Лингвистический комментарий при подготовке к олимпиаде по русскому языку выступает как лексический и лексико-семантический комментарий, однако включает сведения из других разделов языкознания (этимологии, истории языка, стилистике), что способствует развитию языковых представлений.

Объектом лингвистического комментария является текст, а также его фрагмент, нуждающийся в подготовительной работе для организации его правильного восприятия. Комментарий организуется в соответствии с лексическими особенностями текста и включает несколько разновидностей:

  1. Лексико-семантический аспект, включающий пояснение значения незнакомых слов.
  2. Историко-культурный комментарий, касающийся разъяснения определенных особенностей содержания, обусловленных временем создания текста, исторической эпохой.
  3. Грамматический комментарий, раскрывающий специфику значения и употребления отдельных форм, которые являются с точки зрения современного языка архаичными.

Помимо перечисленных трудных аспектов восприятия текста также иногда необходимо комментирование лексики с точки зрения ее происхождения, сферы употребления, нормативности. Например, если в произведении есть диалектные слова или заимствования, необходимо понимать их семантику, а также функцию, которую они выполняют в данном тексте (например, создание исторического или местного колорита в произведении).

«Роль лингвистического комментирования в подготовке старшеклассников к олимпиаде по русскому языку и литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика лингвистического комментирования текста в школе

Рассмотрим особенности лингвистического комментария при подготовке к олимпиаде на примере лексического анализа стихотворения Е. Баратынского «Пироскаф». Специфика выбранного для работы текста обусловлена тем, что он принадлежит к лирическому роду литературы, следовательно, отличается образностью, метафоричностью, что затрудняет понимание его смысла. Такое стихотворение является продолжением поэтической традиции языка лирики XIX века, поэтому ему присуще определенные семантические и грамматические особенности, вызывающие сложности у современных школьников.

Комментарий начинается с разъяснения историко-культурного уровня текста. Учитель помогает понять смысл и значение используемых в тексте языковых единиц, в том числе имен мифологических персонажей: «пироскаф», «влажный бог», «Фетида» и проч. В ходе исследования учащиеся приходят к выводу, что мифологические имена – дань поэтической традиции, часто с ними связаны поэтические перифразы, бывшие частью поэтической традиции в лирике начала века.

На следующем этапе можно приступать к лексико-семантической работе, попросив учащихся прокомментировать следующие слова: «емлет», «урна», «днесь», «длань», «немочь морская» (морская болезнь), «жребий благой» (участь, судьба). В процессе работы над значением можно обратиться к толковым словарям, словарю лексических трудностей художественной литературы, использовать фрагменты других художественных произведений, в которых встречаются данные слова. С целью внедрения в процесс обучения современных информационных технологий можно организовать поиск и анализ слов по данным текстам Национального корпуса русского языка.

Особенно важно акцентировать внимание школьников на тех словах, которые в современном языке изменили свое значение: урна, жребий. Это поможет, на основе сопоставления их с текстом Баратынского, понять специфику значения данных слов в языке позапрошлого века.

После пояснения значения данных лексических единиц необходимо определить их функции в произведении. Например, стилистическую роль книжно-поэтического слова «емлет», роль церковнославянизмов (брег, длань) в тексте стихотворения.

Необходимо также прокомментировать архаизмы, которые отличаются от современных слов фонетическим или грамматическим оформлением: «брег», «набережное», «здравья», «символ» (с ударением на последнем слоге). Данные слова, встречающиеся и в современном языке, отличаются и в области произношения, и в области словообразования (набрежный – наземный), поэтому нуждаются в пояснении для понимания их смысла.

Таким образом, лингвистический комментарий в процессе подготовки к олимпиаде по русскому языку позволяет не только подготовить школьников к восприятию сложных, поэтических и прозаических текстов русской классической литературы, но и расширить круг лексических знаний и навыков учащихся, формируя их лингвистическую компетенцию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot