Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Род как категория грамматики и дидактическая единица в преподавании РКИ

Род как категория грамматики и дидактическая единица в преподавании РКИ

Освоение грамматической системы русского языка является необходимой часть языкового обучения. При этом становление грамматических навыков для инофонов выступает залогом успешной коммуникации, поскольку построение высказываний базируется на закономерностях морфологической и синтаксической систем русского языка.

Одной из сложнейших категорий русской грамматики в обучении РКИ является категория рода, что обусловлено нескольких причинами:

  1. Асемантизированный характер категории рода у большинства существительных, которые не обозначают лиц мужского или женского пола.
  2. Омонимия грамматических форм, указывающих на род. Так, существительные женского и мужского рода могут иметь нулевое окончание (стул / кровать), а также окончание -а /-я (девчонка – мальчишка).
  3. Наличие слов, родовая принадлежность которых определяется традицией или исключением из общих правил. Прежде всего, это относится к определению рода несклоняемых существительных: кофе (мужской род) – какао (средний род).
  4. Наличие колебаний в роде в разговорной практике. Так, слово «кофе» в речи нередко согласуется с атрибутивами в форме среднего рода (горячее кофе), что является следствием влияния аналогии с формами типа «какао», «мохито» и проч.
  5. Наличие позиций «нейтрализации» родовых различий. Например, как правило, в русском языке не определяется род у существительных в форме множественного числа, а также тех имен, которые употребляются только в форме множественного числа. Это относится к словам «сутки», «духи», сливки», «ножницы» и проч.

Род в русском языке, помимо семантического аспекта, имеет чисто грамматическое значение, которое отражает возможности сочетания существительных с атрибутивами – прилагательными и причастиями. В связи с возможностью различной реализации в сочетаниях с атрибутивными частями речи все многообразие случаев не охватывается системой трех родов (с прибавлением существительных общего рода). Поэтому в лингвистической науке вопрос о статусе рода как категории грамматики по-прежнему остается спорным. Некоторые лингвисты, например, А. А. Зализняк, предлагают отказаться от категории «рода» как таковой, заменив ее понятием «согласовательного класса», более точно отражающего особенности сочетания существительных с другими частями речи.

Как дидактическая единица, род существительных выступает в качестве одной из важнейших категорий, от усвоения которой зависит грамматическое речевое умение, связанное с правильным согласованием слов в речи. Следовательно, иностранцу важно научиться определять родовую принадлежность русских сов для того, чтобы правильно строить с ними предложения и словосочетания и избегать ошибок вроде «красивый девушка», «маленький квартира», «хороший женщина», «девочка пришел» и проч.

«Род как категория грамматики и дидактическая единица в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методические аспекты изучения категории рода в курсе РКИ

Освоение любой грамматической категории в курсе РКИ предполагает ряд этапов:

  1. Эмпирический этап, касающийся накопления наблюдений, сбора и систематизации языкового материала для успешного формирования грамматических навыков. На этом этапе основная задача педагога – организовать деятельность, направленную на оценку языковых единиц с точки зрения категории рода, а также помочь инофону вникнуть в суть данной категории, осознать ее грамматическое значение. К примеру, учитель может использовать материал упражнений для актуализации сведений о родовой принадлежности существительных: Посреди улицы возвышался новый дом. Прямо напротив дома строилось невысокое здание, а рядом с ним разместилась крошечная пристройка, похожая на гриб. Педагог обращает внимание на три слова «дом – здание – пристройка». Слова обладают общей семантикой, но различной родовой принадлежностью, которая определяется подстановкой соответствующего местоимения третьего лица: дом – он, здание – оно, пристройка – она. При этом также педагог указывает на особенности согласования данных слов с прилагательными: новый дом – невысокое здание – крошечная пристройка.
  2. На этапе формирования и развития грамматических речевых умений необходимо сочетать несколько видов упражнений: репродуктивные, подстановочные, трансформационные. Так, ученикам предлагается образовать со словами словосочетания по предложенной модели: умный – ученик, сотрудник, мальчик, помощник; умная – девочка, бабушка, лошадь, собака; умное – животное, решение, изобретение. Также ученикам предлагается заполнить лакуны в словосочетаниях, выбрав необходимую форму для согласования слов: син… кружка, удобн… путь, скользк… поворот, чудесн… видение, легк… платье и проч. Другой вариант упражнения – задания на трансформацию определенных типов грамматических конструкций: замена словосочетаний со связью управления на сочетания со связью согласование (платье из шелка – шелковое платье); замена глаголов-сказуемых в форме настоящего времени на глаголы в форме прошедшего времени: мальчик читает – читал, девочка шьет – шила.
  3. На этапе совершенствования речевых навыков необходимо применять творческие задания, максимально приближенные к условиям речевой ситуации. Это могут быть упражнения на составление диалогов с использованием заданных преподавателем слов, ролевые игры, а также моделирование различных коммуникативных ситуаций.

Изучение категории рода является трудоемким процессом, который успешен при условии самостоятельных занятий, чтения литературы на русском языке, наблюдения за речью носителей языка, погружения в аутентичную языковую среду. Поэтому работа над совершенствованием и развитием навыков, связанных с реализацией этой категории в речи, продолжается в течение всего периода изучения языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot