Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие речи младших школьников через обучение пересказу на уроках чтения и русского языка

Развитие речи младших школьников через обучение пересказу на уроках чтения и русского языка

Понятие речи включает ряд аспектов:

  1. Речь выступает как конкретный процесс общения, продуцирования речевых высказываний, то есть как практическая форма реализации языка.
  2. Речь выступает как результат этого процесса, то есть как конкретное речевое произведение определённой темы и жанра.
Определение 1

Развитие речи – это процесс, целенаправленно организованный и подразумевающий её качественный прогресс: усложнение грамматической организации, расширение словаря, становление умений использовать ресурсы языка в коммуникативных целях.

Поскольку речь существует в двух разновидностях, то и процессы, связанные с её развитием, касаются как устной, так и письменной речи детей.

Речевое развитие является необходимой частью личностного развития школьника, связано со становлением его языковой личности – присущих данному индивиду особенностей реализации языка в практике коммуникации.

Существующие методики обучения связаны с созданием специальных условий, способствующих речевому развитию ребёнка, его правильному ходу и помогающие скорректировать возникающие отклонения. Факторами, влияющими на развитие речи, также выступает повседневная речевая среда, с которой ребёнок сталкивается дома, информационное пространство, а также чтение и общение со сверстниками. В отличие от обучения эти факторы действуют на речевое развитие стихийно, нецеленаправленно, и только обучению принадлежит ведущая роль в развитии речи.

Среди учебных упражнений, стимулирующих развитие речевых навыков ученика, можно выделить следующие:

  1. Монологические высказывания – ответы на учебные вопросы.
  2. Задания, направленные на анализ текста, его тематики, проблематики, конкретных грамматических форм или лексического материала.
  3. Задания на конструирование предложений по модели (образцу), в том числе и изменение, трансформация уже созданных предложений, текстов.
  4. Сообщения и доклады, защита проектов.
  5. Выразительное чтение наизусть стихов, чтение текстов художественных произведений.
  6. Пересказ прочитанного.
  7. Создание собственных речевых произведений (в том числе на основе предложенного текста): сочинений, изложений, отзывов.
  8. Различные формы игровых импровизаций (деловая игра, чтение по ролям, инсценировки и проч.).
«Развитие речи младших школьников через обучение пересказу на уроках чтения и русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Среди этих форм одной из эффективных является пересказ, который способствует становлению навыков повествования и логического изложения материала. Пересказ занимает важное место в школьном обучении, поскольку используется не только на уроках словесности, но и на других занятиях как способ проверки знаний.

Методика обучения пересказу

Пересказ представляет собой упражнение, в основе которого лежит устное изложение кого-либо текста (художественного, научно-популярного, учебного), выступающего в качестве образца.

Требования, предъявляемые к пересказу, заключаются в следующем:

  1. Пересказ должен сохранять особенности текста-оригинала – композиционные, речевые и стилистические.
  2. При ориентации на образец пересказ должен иметь черты самостоятельности: это не дословное воспроизведение чужой речи, а её трансформация через призму языковых навыков школьника.
  3. Пересказ выполняется осознанно: учитель не просто контролирует степень близости к оригиналу и правильность речи школьника, но добивается понимания учеником того, что он рассказывает.
  4. Для пересказа выбираются тексты, имеющие познавательную, художественно-эстетическую ценность, интересные и доступные детям, а также способные вызвать живой эмоциональный отклик.

Виды пересказов разнообразны и включают следующие типы:

  1. По степени ориентации на исходный текст: подробный / сжатый / выборочный / творческий.
  2. По изменению грамматических форм образца: с изменением лица / драматизированный (например, пересказ эпизода по ролям).
  3. По использованию опорного материала: пересказ на основе плана / конспекта / пересказ по сюжетным картинкам (иллюстрациям) / по опорной схеме или таблице.

Подготовка к пересказу текста проходит в несколько этапов:

  1. Осмысленное, вдумчивое чтение текста про себя или вслух.
  2. Выяснения степени понимания текста (наличие незнакомых слов, сложных для восприятия оборотов речи).
  3. Беседа по содержанию, в ходе которой определяется тема, основная мысль текста, характеризуются его герои или события, лежащие в основе текста.
  4. Выделение в тексте ключевых слов, важных для понимания каждой его части, формулировка микротем и составление плана (в том числе в виде вопросов или повествовательных предложений).
  5. Изложение каждой микротемы.
  6. Последовательное изложение текста и самопроверка (взаимопроверка).
Замечание 1

Обучение пересказу должно носить систематический характер и проводиться на каждом уроке, при этом учитель должен корректно исправлять речевые недочёты детей, способствовать формированию правильной литературной речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot