Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Прикладные аспекты работы с текстами в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе

Работа с текстом в процессе предэкзаменационной подготовки

Навыки комплексного анализа текста, которые формируются в процессе изучения русского языка и литературы, выступают важными составляющими в структуре языковой компетенции. Именно навыки текстовой работы определяют правильность восприятия и интерпретации текста, что влияет на выявление его проблемы, основной идеи, авторской позиции и средств ее репрезентации.

Работа с текстом – одна из трудных частей государственного экзамена по русскому языку и литературе. Она нацелена на проверку степени сформированности навыков монологической письменной речи, также предполагает проверку уровня текстоведческой компетенции выпускников. Поэтому подготовка к экзамену должна включать специально организованную, систематическую работу по анализу текстов, представленных в экзаменационных материалах.

Определение 1

Прикладные аспекты работы с текстом в рамках предэкзаменационной подготовки включают совокупность приемов, способствующих формированию текстоведческой компетенции и навыков текстового анализа у учащихся.

Это позволяет сформировать следующие умения и навыки:

  1. Воспринимать текст как целостное произведение, отличающееся единством формы и содержания, постоянством реализации авторского замысла на всех уровнях его структуры.
  2. Находить и определять функцию приемов, языковых средств, используемых для формирования проблемного поля текста и выражения авторской позиции.
  3. Интерпретировать текстовое содержание с учетом выявленной проблематики.
  4. Анализировать структурные особенности текста и определять их роль в составе авторской концепции произведения (текста).

Прикладные аспекты работы с текстами в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе

В процессе подготовки к экзамену по русскому языку и литературе педагоги используют различные методы и приемы работы с текстом, которые условно можно разделить на три блока:

«Прикладные аспекты работы с текстами в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Анализ содержательной части текста, в том числе его проблемно-тематической и идейной составляющей.
  2. Анализ формы и структуры текста, включающий его композиционные особенности.
  3. Анализ языковых средств выражения.

К приемам, используемым при работе над содержательным блоком текста, можно отнести:

  1. Прием «проблемного чтения», который используется для выявления смыслового содержания текста. После прочтения текста к нему задаются вопросы трех уровней: уровня понимания, уровня оценки, уровня интерпретации. Педагогу важно показать, что внешние (фабульные) события имеют внутреннее (смысловое) содержание, значимое для понимания идеи текста. Система вопросов, углубляющих понимание текста, помогает выстроить путь от событий и героев к авторской концепции.
  2. Прием «Кластер», основанный на выявлении ведущих тем, образов, смысловых деталей текста и их группировкой, установлением между ними смысловых связей, отношений, помогающих увидеть основную идею, авторское отношение к ситуации.
  3. Прием «Гипотеза», заключающийся в том, что до прочтения текста учитель предлагает познакомиться с ключевыми словами текста и высказать гипотезы о его содержании, проблематике, идее. После прочтения текста учащиеся оценивают свои гипотезы и выбирают те, которые наиболее близко соотносятся с проблематикой текста.
  4. Прием «Вопрос автору»: ученику нужно после прочтения текста составить список из пяти вопросов автору, которые у него возникли после прочтения текста. Затем вопросы зачитываются и обсуждаются коллективно, что помогает уточнить восприятие и понимание прочитанного.

Для анализа композиции, структурной организации текста можно использовать как традиционные приемы работы с композицией, так и новые методы:

  1. К традиционным приемам можно отнести составление плана, выделение ключевых микротем, схематическое изображение произведения, заполнение таблиц, отражающих структурное оформление текста.
  2. Относительно новые приемы изучения композиции включают создание ментальных карт, ассоциативных полей, «карты» ключевых слов текста, коллажей и проч.

Главная задача при анализе композиции – показать ее значение для реализации авторского замысла. Например, если в композиционной организации использован прием контрастного противопоставления эпизодов, необходимо учить выпускников не только видеть этот прием, но и понимать суть его использования.

Наконец, работая над языковым оформлением текста, ученики должны научиться видеть и определять функции в тексте следующих языковых средств:

  1. Средств языковой выразительности, используемых как в художественных, так и в публицистических текстах.
  2. Оценочной лексики, с помощью которой передается отношение автора к изображаемому событию (к предмету речи).
  3. Экспрессивной лексики, которая выражает эмоции, чувства автора, его настроения, переживания (что особенно значимо для лирики).
  4. Слов ограниченной сферы употребления (например, диалектизмов, просторечия), которые могут служить средствами создания речевой характеристики, «местного колорита», стилизации и так далее.

Работа над языковой организацией текста проводится с использованием ряда приемов:

  1. Составление «словаря» текста или словарных кластеров.
  2. Заполнение таблицы «Языковые средства выразительности их функции в тексте».
  3. Лингвистический эксперимент, основанный на замене слова стилистически-окрашенным (или, наоборот, нейтральным) синонимом.
  4. Работа со словарем (в том числе электронным) для толкования слов, поиска специальных помет.
  5. Визуализация словесных метафор с помощью графики, иллюстраций.

Таким образом, прикладные аспекты работы с текстами в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе включают различный приемы, направленные на обучение выпускников основам текстового анализа и интерпретации путем работы с текстовым содержанием и формой.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot