Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация коррекционной учебной работы по РКИ со слабоуспевающими инофонами

Речевые трудности в обучении РКИ и их причины

Обучение иностранному языку – длительный и сложный процесс, трудности которого обусловлены разными причинами, в том числе и имеющимися у инофона дефектами речевого развития. Они препятствуют нормальному ходу языкового развития и осложняют процесс освоения системы второго языка. К основным разновидностям процессов нарушенного речевого развития можно отнести:

  1. Фонетико-фонематические нарушения, связанные с трудностями в овладении фонетической системой родного языка, недостаточным развитием фонематического слуха, искажение восприятия артикуляционных образцов, затруднениями в установлении связей между звуками и их графическими эквивалентами – буквами, а также смешение звуков в речи.
  2. Появление аграмматизмов, которые являются следствием затруднений в овладении грамматической системой родного языка.
  3. Общее речевое недоразвитие, связанное с нарушением формирования всех сторон речевой деятельности на фоне слабого владения системными средствами языка.
  4. Нарушения письма и чтения, то есть дисграфические и дислексические нарушения, препятствующие успешному обучению.
  5. Заикание, дизартрия, алалия, афазия и иные тяжелые речевые нарушения, иногда носящие комплексный характер и обусловленные пороками органического развития.

Обычно преподаватель РКИ не обучает детей с тяжелыми нарушениями речи, но в практике преподавания очень большое количество обучающихся, которые имеют более или менее выраженные речевые дефекты, приводящие к нарушениям в формировании навыков письменной речи, а также чтения. В частности, таким учащимся сложно освоить алфавит, они с трудом соотносят звуковой и графический облик слов, искажают слова при чтении, плохо воспринимают прочитанное и практически не усваивают грамматические нюансы. Поэтому данная группа учащихся нуждается в организации специального обучения РКИ, которое сопровождается элементами коррекционной работы.

Организация коррекционной учебной работы по РКИ со слабоуспевающими инофонами

Определение 1

Организация коррекционной учебной работы по РКИ представляет собой специальный педагогический процесс, реализующий диагностическую и коррекционно-развивающую функции и направленный на минимизацию речевых дефектов, препятствующих усвоению русского языка как иностранного.

«Организация коррекционной учебной работы по РКИ со слабоуспевающими инофонами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Коррекционная работа со слабоуспевающими инофонами носит комплексный характер и охватывает все уровни языка – от фонетического до синтаксического. Кроме этого, организуется работа по развитию различных видов речевой деятельности, поскольку важным компонентом речевой коррекции является формирование коммуникативных навыков.

Коррекционная работа осуществляется на занятиях РКИ в несколько этапов:

  1. Проведение диагностики сформированности основных языковых умений и навыков. Этот этап представляет затруднение для педагога, поскольку не всегда он может оценить уровень владения родным языком у ученика-инофона. В этом помогают заключения логопеда относительно состояния речевого развития инофона, не владеющего русским языком. Затруднительно также проводить диагностику с теми инофонами, чей уровень владения русским языком минимален, поскольку он не позволяет оценить коммуникативно-речевые навыки. Поэтому преподаватель РКИ должен проводить диагностику постоянно, на протяжении всего обучения, выявляя характер учебных затруднений и их причины. Это помогает заметить, какие ошибки обусловлены несовершенством владения чужим языком, а какие являются следствием нарушений в процессе речевого развития.
  2. Планирование коррекционно-обучающей работы и встраивание ее в систему учебных занятий. На этом этапе преподаватель определяет цель и задачи коррекции, отбирает необходимые дидактические единицы, формирует последовательность прохождения учебных заданий, выполнение которых направлено на развитие речевых навыков.
  3. Реализация коррекционной работы включает учебную деятельность, связанную с выполнением заданий, направленных на профилактику и исправление речевых нарушений.
  4. Контроль результатов коррекционного процесса путем проведения повторной диагностики уровня речевого развития.
  5. Педагогическая рефлексия, оценка эффективности выбранных методик коррекции и выстраивание дальнейшей коррекционной работы с учетом выявленных и устраненных проблем.

Основные виды коррекционных упражнений и их цели в обучении РКИ

Процесс осуществления коррекционной работы включает различные типы упражнений, которые можно объединить в несколько видов по направленности на развитие определенных умений:

  1. Выполнение заданий по данному образцу формирует навыки речевого самоконтроля, развивает внимание, помогает овладеть механизмами планирования и поэтапного осуществления учебных действий.
  2. Выполнение игровых заданий способствует развитию познавательных интересов и повышению мотивации, снимает страх неудачи, помогает развить навыки коммуникации в спокойной, непринужденной обстановке.
  3. Участие в групповой работе создает необходимые условия для развития навыков общения, помогает определять цели и задачи своей деятельности в группе, учит самостоятельности и активности в процессе познания.
  4. Выполнение заданий аналитического характера (анализ, сравнение, обобщение, систематизация, классификация) развивает познавательные способности, создавая условия для становления языковых умений и навыков.
  5. Выполнение заданий творческого характера не только стимулирует познавательную деятельность, но и способствует самореализации, раскрытию творческого потенциала личности, углублению предметных знаний.

Таким образом, организация коррекционной работы со слабоуспевающими инофонами в процессе преподавания РКИ – важное звено повышения качества обучения русскому языку иностранцев и сфера применения педагогических инноваций в области коррекционного обучения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot