Научно-исследовательская работа в группе с разноуровневым составом учащихся
В процессе преподавания РКИ преподаватель постоянно сталкивается с ситуацией разного уровня подготовки учащихся одной группы, что сказывается на их успехах в овладении русским языком. Причины, которые обусловливают такую неоднородность, различны и связаны с экстралингвистическими факторами. Например, значительная удаленность учащегося от центров русского языка и культуры и, как следствие, полное отсутствие опыта его изучения в прошлом. Другая причина кроется в факторах учебной среды и даже личностных факторах. К ним, например, можно отнести индивидуальные особенности психических процессов, наличие речевых нарушений и проч.
В этой ситуации преподавателю важно решить сразу несколько задач:
- Организовать общую работу в учебной группе, которая бы способствовала языковую развитию каждого ученика независимо от его уровня подготовки.
- Повысить мотивацию к изучению языка у тех учащихся, которые никогда ранее им не занимались.
- Помочь «сильным» ученикам сохранить высокий уровень владения языковыми навыками, а также повысить уровень коммуникативной компетенции.
Для последней группы учащихся актуальным направлением речевой подготовки в условиях неоднородного состава учебных групп является научно-исследовательская работа по русскому языку, которая осуществляется параллельно с изучением основного курса.
Научно-исследовательская работа представляет собой специально организованный процесс самостоятельного исследования какой-либо лингвистической темы с целью расширения и углубления знаний и навыков обучающегося в сфере культуры речи, этимологии, истории языка, а также различных аспектов коммуникативной практики.
Научно-исследовательская работа студентов как способ повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного
Преимущества использования научно-исследовательской работы по русскому языку как средства мотивации к его изучению состоят в следующем:
- Активизация познавательной деятельности, речемыслительных операций, лежащих в основе усвоения и переработки информации.
- Стимуляция самостоятельной работы с разными источниками информации, ориентирующей обучающегося на использование полученных знаний в коммуникативной практике.
- Возможность работы над такой тематической областью, которая интересна учащемуся и имеет для него личностную значимость.
- Связь научно-исследовательской работы с практическим направлением подготовки обучающегося.
Научно-исследовательская работа в рамках работы с инофоном включает несколько этапов:
- Выявление проблемно-тематической области языкознания, которая интересна обучающемуся, и ее анализ с целью поиска темы исследования.
- Выбор темы и определение целей и задач проведения исследовательской работы.
- Выдвижение первичных предположений и составление план их обоснования (доказательства или опровержения).
- Проведение необходимых теоретических изысканий с помощью выявления и анализа круга источников по теме исследования.
- Обобщение и систематизация теоретической базы научно-исследовательской работы.
- Планирование и проведение экспериментальной части исследования (разработка анкет, опросников, тестов) в соответствии с заявленными целями.
- Обработка результатов исследования, соотнесение их с первоначальной гипотезой, ее доказательство или опровержение.
- Оформление итогов исследовательской работы и их публичная презентация.
Реализация подобной работы в процессе обучения РКИ обучающихся, имеющих высокий уровень владения языком, позволяет добиться следующих результатов:
- Сохранить на высоком уровне интерес к изучению русского языка как средства научно-исследовательской деятельности.
- Развить интеллектуальные способности обучающегося, углубить его знания в области языкознания и культуры речи, повысить уровень профессиональной языковой компетенции.
- Совершенствовать навыки владения научным стилем речи (чтение, анализ научных текстов, создание собственных текстов в научном стиле).
- Развитие навыков публичного выступления с защитой своего мнения, грамотной полемики с оппонентами.
- Повышение уровня самооценки в процессе изучения русского языка.
В процессе осуществления научно-исследовательской работы по русскому языку с инофонами формируются необходимые компетенции, включающие следующие коммуникативно-речевые навыки:
- Чтение и анализ специальной научной литературы на русском языке на уровне, позволяющем использовать полученные данные для систематизации и обобщения сведений в данной предметной области.
- Продуцирование речевого высказывания в научном стиле, обладающего связностью, цельностью, логической структурой, точностью, фактической непротиворечивостью, новизной и оригинальностью.
- Создание устных монологических высказываний на основе письменного текста для презентации его содержания перед аудиторией.
- Ведение диалога на тему выступления с оппонентами с учетом норм и требований устной научной коммуникации.
Таким образом, научно-исследовательская работа в рамках обучения РКИ является эффективным средством обучения и развития учащихся с высоким уровнем первоначальной языковой подготовки.