Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научно-исследовательская работа студентов как способ повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного

Научно-исследовательская работа в группе с разноуровневым составом учащихся

В процессе преподавания РКИ преподаватель постоянно сталкивается с ситуацией разного уровня подготовки учащихся одной группы, что сказывается на их успехах в овладении русским языком. Причины, которые обусловливают такую неоднородность, различны и связаны с экстралингвистическими факторами. Например, значительная удаленность учащегося от центров русского языка и культуры и, как следствие, полное отсутствие опыта его изучения в прошлом. Другая причина кроется в факторах учебной среды и даже личностных факторах. К ним, например, можно отнести индивидуальные особенности психических процессов, наличие речевых нарушений и проч.

В этой ситуации преподавателю важно решить сразу несколько задач:

  1. Организовать общую работу в учебной группе, которая бы способствовала языковую развитию каждого ученика независимо от его уровня подготовки.
  2. Повысить мотивацию к изучению языка у тех учащихся, которые никогда ранее им не занимались.
  3. Помочь «сильным» ученикам сохранить высокий уровень владения языковыми навыками, а также повысить уровень коммуникативной компетенции.

Для последней группы учащихся актуальным направлением речевой подготовки в условиях неоднородного состава учебных групп является научно-исследовательская работа по русскому языку, которая осуществляется параллельно с изучением основного курса.

Определение 1

Научно-исследовательская работа представляет собой специально организованный процесс самостоятельного исследования какой-либо лингвистической темы с целью расширения и углубления знаний и навыков обучающегося в сфере культуры речи, этимологии, истории языка, а также различных аспектов коммуникативной практики.

Научно-исследовательская работа студентов как способ повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного

Преимущества использования научно-исследовательской работы по русскому языку как средства мотивации к его изучению состоят в следующем:

  1. Активизация познавательной деятельности, речемыслительных операций, лежащих в основе усвоения и переработки информации.
  2. Стимуляция самостоятельной работы с разными источниками информации, ориентирующей обучающегося на использование полученных знаний в коммуникативной практике.
  3. Возможность работы над такой тематической областью, которая интересна учащемуся и имеет для него личностную значимость.
  4. Связь научно-исследовательской работы с практическим направлением подготовки обучающегося.
«Научно-исследовательская работа студентов как способ повышения мотивации к изучению русского языка как иностранного» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Научно-исследовательская работа в рамках работы с инофоном включает несколько этапов:

  1. Выявление проблемно-тематической области языкознания, которая интересна обучающемуся, и ее анализ с целью поиска темы исследования.
  2. Выбор темы и определение целей и задач проведения исследовательской работы.
  3. Выдвижение первичных предположений и составление план их обоснования (доказательства или опровержения).
  4. Проведение необходимых теоретических изысканий с помощью выявления и анализа круга источников по теме исследования.
  5. Обобщение и систематизация теоретической базы научно-исследовательской работы.
  6. Планирование и проведение экспериментальной части исследования (разработка анкет, опросников, тестов) в соответствии с заявленными целями.
  7. Обработка результатов исследования, соотнесение их с первоначальной гипотезой, ее доказательство или опровержение.
  8. Оформление итогов исследовательской работы и их публичная презентация.

Реализация подобной работы в процессе обучения РКИ обучающихся, имеющих высокий уровень владения языком, позволяет добиться следующих результатов:

  1. Сохранить на высоком уровне интерес к изучению русского языка как средства научно-исследовательской деятельности.
  2. Развить интеллектуальные способности обучающегося, углубить его знания в области языкознания и культуры речи, повысить уровень профессиональной языковой компетенции.
  3. Совершенствовать навыки владения научным стилем речи (чтение, анализ научных текстов, создание собственных текстов в научном стиле).
  4. Развитие навыков публичного выступления с защитой своего мнения, грамотной полемики с оппонентами.
  5. Повышение уровня самооценки в процессе изучения русского языка.

В процессе осуществления научно-исследовательской работы по русскому языку с инофонами формируются необходимые компетенции, включающие следующие коммуникативно-речевые навыки:

  1. Чтение и анализ специальной научной литературы на русском языке на уровне, позволяющем использовать полученные данные для систематизации и обобщения сведений в данной предметной области.
  2. Продуцирование речевого высказывания в научном стиле, обладающего связностью, цельностью, логической структурой, точностью, фактической непротиворечивостью, новизной и оригинальностью.
  3. Создание устных монологических высказываний на основе письменного текста для презентации его содержания перед аудиторией.
  4. Ведение диалога на тему выступления с оппонентами с учетом норм и требований устной научной коммуникации.

Таким образом, научно-исследовательская работа в рамках обучения РКИ является эффективным средством обучения и развития учащихся с высоким уровнем первоначальной языковой подготовки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot