Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нарушение орфографической нормы под влиянием паронимии и его профилактика

Нарушение орфографической нормы под влиянием паронимии

В системе орфографической практики большую роль играет развитие фонематических навыков, поскольку умение воспринимать звучащую речь и оформлять ее на письме с использованием средств графики и норм правописания и составляет основу грамотности. Однако не всегда одни только фонематические аспекты восприятия текста влияют на написание. В процессе анализа звучащей речи значительную роль играют семантические критерии, которые позволяют различать смыслы близких по звуковому оформлению слов. Кроме этого, смысловой аспект письма поддерживается и контекстным принципом, так как общий смысл фразы не должен противоречить семантике составляющих ее элементов.

Определение 1

Паронимия, понимаемая достаточно широко, относится к лексико-семантическим явлениям, связанным с существованием в языке созвучных однокорневых и разнокорневых слов, различающихся в содержательном аспекте.

Применительно к орфографии речь идет о неразличении разнокорневых паронимов, созвучие которых обусловлено случайным фонетическим сходством слов, зачастую имеющих разное происхождение. Это смешение порождение ошибочное орфографическое истолкование облика слова, основанное на неправильно понимании его лексико-семантических связей слов. Например, часто в письменных работах старшеклассников и даже студентов вузов наблюдается написание термина «нонконформизм» с буквой «м» в варианте «нонкомформизм». Очевидно, что в данном случае происходит неразличение созвучных слов «конформизм» и «комфорт», имеющих разное значение, но получающих ассоциативные связи в сознании пишущего за счет сходства звучания.

К другим примерам можно отнести часто встречающиеся случаи семантического смешения, приводящего к ошибке:

  1. Интерференция графического облика слов «эпиляция» и «апелляция» и образованных от них глаголов и прилагательных: возглавил работу эпиляционный (вместо: апелляционной) комиссии.
  2. «Наслоение» графического облика слов «комфорт» и «конфорка», что приводит к появлению гибридного ненормативного варианта «комфорка».
  3. Наложение графического облика слов «гармония» и «гормон», приводящее к появлению написания «гормоничный»: «гормоничные отношения», «в гормонии с собой».
  4. Интерференция слов «эскалатор» и «экскаватор», приводящая к появлению варианта «экскалатор».
«Нарушение орфографической нормы под влиянием паронимии и его профилактика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Иногда подобные смешения носят курьезный характер. Например, в практике преподавания учителя русского языка и литературы встречались случаи, когда попытка осмыслить неизвестные сова через известные учащемуся и созвучные с незнакомыми словами однокоренные лексемы приводила к появлению комических фраз в сочинениях. Например, при написании сочинения, посвященного поэме А. А. Блока «Двенадцать», ученик, не знавший слова «вития» («Должно быть, писатель — Вития…»), осмыслил его через созвучное имя «Витя»: «писатель Витя». В этом же сочинении «барыня в каракуле» названа «барыней в карауле», в «долгополый» поп – «долгопопым».

Сходные примеры приводит К.И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти», в которой отражены наблюдения за речевым онтогенезом. В частности, дети, которые не знают смысла новых слов, стараются их понять через создание созвучных вариантов с известными им словами: «Зайчики в трамвайчике, / Жаба на метле» (ср. вариант ребенка: «Жаба на метре»); «Как ныне сбирается вещий Олег…» (вариант ребенка: «Как ныне собирает вещи Олег…»).

Семантическая интерференция как причина смешения паронимов на письме и ее профилактика

Системное неразличение паронимов и сходных с ними явлений свидетельствует о ситуации интерференции орфографического облика слов, которые не различаются пишущим по смыслу. В основе такой интерференции лежит явление «переноса» комплекса фонем, образующих одну морфему, на ряд созвучных ей частей слов, в результате которого возникает ложное этимологическое осмысление слов, принадлежащих к разным корневым группам. Например, при интерференции графического облика слов «кардинальный» и «координатный» возникает ненормативный орфографический вариант «ко(о)рдинальный».

В результате слова, которые не были изначально однокоренными, осмысляются как этимологически родственные и формируют в сознании пишущего однокоренные ряды, относящиеся к одному семантическому гнезду. В методической литературе неоднократно писалось о смешении при написании слов «ареал / ореол», в результате которого появляются ненормативные варианты написания: ореол (вместо «ареал») распространения вида, радужный ареал (вместо «ореол»).

Подобные примеры достаточно многочисленны и свидетельствуют о том, что в основе орфографических навыков, которые формируются в школе, лежит целый комплекс языковых представлений, касающихся фонетического облика слов, их морфемного состава, семантики и включения в словообразовательные гнезда. Для формирования правильного восприятия лексемы недостаточно развитого фонематического слуха, необходимо также развитие представлений о семантике слов, смысловых различиях, которые обусловливают выбор того или иного варианта написания.

Профилактика нарушения орфографической нормы под влиянием широко понимаемой паронимии заключается в организации систематической работы на уроках русского языка, которая включает:

  1. Анализ и толкование лексического значения слов разными способами: с помощью обращения к толковому словарю, путем подбора синонимов, контекстного толкования.
  2. Составление словосочетаний со словами, которые часто смешиваются при написании, для уяснения их лексической сочетаемости.
  3. Этимологический анализ слов.
  4. Морфемный анализ, а также морфемно-словообразовательный разбор, подбор однокоренных слов для составления словообразовательных гнезд, объединяющих родственные по происхождению слова.
  5. Корректура текстов, содержащих примеры ошибочного написания близких по звучанию слов и проч.

Комплексная работа по профилактике орфографических ошибок, вызванных неразличением паронимов, является залогом формирования грамотного письма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot