Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика организации и проведения орфографических интенсивов по русскому языку для старшеклассников

Орфографический интенсив, методика его организации и содержание

В старших классах школы обучение русскому языку носит повторительно-обобщающий характер, большое место в курсе занимает актуализация орфографических навыков, необходимых для выполнения экзаменационной работы.

В связи с небольшим количеством времени, которое отводится на изучение русского языка в старших классах, учителю необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы добиться интенсификации усвоения материала. Одной из форм, позволяющих реализовать эту стратегию, является языковой интенсив.

Определение 1

Интенсив в языковом образовании представляет собой такой формат занятия, который направлен на повторение большого количества учебного материала за ограниченное время.

Интенсив предполагает чередование разных видов заданий, высокий темп работы, а также использование групповой учебной деятельности, позволяющей распределить нагрузку равномерно.

Определение 2

Орфографический интенсив включает комплекс заданий на отработку разных орфограмм с использованием различных форм и методов учебной деятельности.

Деятельность по организации орфографического интенсива включает ряд этапов: 1. Этап подготовки к занятию связан с определением его целей и задач, а также места в системе уроков. 2. Организационный этап предполагает выбор форм и методических приемов работы на уроке, а также содержания учебного материала и средств его подачи. 3. Этап проведения интенсива включает последовательную реализацию всех целей и задач учебного занятия, координацию деятельности учебных групп, а также организацию совместной деятельности. 4. Этап рефлексии и оценки предполагает анализ результативности проведенной работы, выявление недочетов и методов их коррекции с учетом данных, полученных в ходе анализа мероприятия.

«Методика организации и проведения орфографических интенсивов по русскому языку для старшеклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание орфографического интенсива включает различные типы заданий, направленных на отработку орфографических навыков:

  1. Тесты в формате экзаменационной работы.
  2. Деформированные тексты, сочетающие различные виды орфограмм, осложненное списывание.
  3. Орфографические диктанты разных видов: словарные, графические, цифровые.
  4. Орфографический разбор слова с графическим обоснованием орфограмм.
  5. Поиск и исправление ошибок, корректура текста.
  6. Проверка написания непроверяемых слов по словарю.
  7. Решение орфографических кроссвордов, ребусов.
  8. Выполнение заданий на скорость (кто быстрее и без ошибок правильно заполнит пропуски на месте орфограмм).
  9. Заполнение орфографических таблиц (распределение слов по типам орфограмм).
  10. Прохождение орфографического квеста, элементы орфографических состязаний между группами (брейн-ринг, «Орфографическая дуэль», «Филологический турнир» и проч.).

Особенности проведения орфографических интенсивов по русскому языку для старшеклассников

Рассмотрим варианты организации занятия в форме орфографического интенсива в старших классах:

  1. Мотивационный этап. Проходит в форме десятиминутного тренинга по решению орфографического блока ЕГЭ с последующей проверкой и оцениванием, подсчетом количества баллов. Далее учитель сообщает о максимально возможном количестве баллов, которое можно получить за решение данной части экзаменационной работы, и совместно с выпускниками формулирует цели занятия – освоение данных типов орфограмм, отработка навыков правописания.
  2. Этап актуализации знаний проходит в форме комментированного письма под диктовку с опорой на визуальный материал – схемы (таблицы), кратко излагающие суть правил.
  3. Этап отработки орфографических навыков организуется в ходе групповой (парной) работы над блоком заданий: орфографические тесты на конкретное правило; корректура текстов, содержащих ошибки в написании орфограммы; работа у доски представителей разных групп по карточкам на скорость (с ограничением времени выполнения заданий); осложненное списывание с последующей «перекрестной проверкой»; диктант из слов-исключений.
  4. Этап систематизации знаний, умений и навыков: «Орфографическое ассорти» (ученик за ограниченное время объясняет разные типы орфограмм в тексте / задании); поиск и исправление ошибок в образцах экзаменационных работ; заполнение таблиц на классификацию слов по типам орфограмм; подбор собственных примеров к правилам (орфографическим нормам).

При организации орфографического интенсива необходимо:

  • подбирать задания достаточного уровня сложности, содержащие основные орфографические нормы;
  • чередовать различные формы заданий, используя за одно занятие несколько (от пяти и более) видов упражнений;
  • использовать визуальный опорный материал, помогающий актуализировать правило (схемы, таблицы);
  • применять самопроверку и взаимопроверку по образцу с целью предупреждения и исправления ошибок;
  • распределять задания равномерно между группами, поддерживать высокий темп работы;
  • применять мультимедийные средства обучения (интерактивные задания с возможностью быстрой проверки).

Таким образом, проведение орфографического интенсива позволяет добиться «погружения» в деятельность по отработке и закреплению норм правописания, необходимых для успешного выполнения экзаменационной работы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot