Орфографический интенсив, методика его организации и содержание
В старших классах школы обучение русскому языку носит повторительно-обобщающий характер, большое место в курсе занимает актуализация орфографических навыков, необходимых для выполнения экзаменационной работы.
В связи с небольшим количеством времени, которое отводится на изучение русского языка в старших классах, учителю необходимо выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы добиться интенсификации усвоения материала. Одной из форм, позволяющих реализовать эту стратегию, является языковой интенсив.
Интенсив в языковом образовании представляет собой такой формат занятия, который направлен на повторение большого количества учебного материала за ограниченное время.
Интенсив предполагает чередование разных видов заданий, высокий темп работы, а также использование групповой учебной деятельности, позволяющей распределить нагрузку равномерно.
Орфографический интенсив включает комплекс заданий на отработку разных орфограмм с использованием различных форм и методов учебной деятельности.
Деятельность по организации орфографического интенсива включает ряд этапов: 1. Этап подготовки к занятию связан с определением его целей и задач, а также места в системе уроков. 2. Организационный этап предполагает выбор форм и методических приемов работы на уроке, а также содержания учебного материала и средств его подачи. 3. Этап проведения интенсива включает последовательную реализацию всех целей и задач учебного занятия, координацию деятельности учебных групп, а также организацию совместной деятельности. 4. Этап рефлексии и оценки предполагает анализ результативности проведенной работы, выявление недочетов и методов их коррекции с учетом данных, полученных в ходе анализа мероприятия.
Содержание орфографического интенсива включает различные типы заданий, направленных на отработку орфографических навыков:
- Тесты в формате экзаменационной работы.
- Деформированные тексты, сочетающие различные виды орфограмм, осложненное списывание.
- Орфографические диктанты разных видов: словарные, графические, цифровые.
- Орфографический разбор слова с графическим обоснованием орфограмм.
- Поиск и исправление ошибок, корректура текста.
- Проверка написания непроверяемых слов по словарю.
- Решение орфографических кроссвордов, ребусов.
- Выполнение заданий на скорость (кто быстрее и без ошибок правильно заполнит пропуски на месте орфограмм).
- Заполнение орфографических таблиц (распределение слов по типам орфограмм).
- Прохождение орфографического квеста, элементы орфографических состязаний между группами (брейн-ринг, «Орфографическая дуэль», «Филологический турнир» и проч.).
Особенности проведения орфографических интенсивов по русскому языку для старшеклассников
Рассмотрим варианты организации занятия в форме орфографического интенсива в старших классах:
- Мотивационный этап. Проходит в форме десятиминутного тренинга по решению орфографического блока ЕГЭ с последующей проверкой и оцениванием, подсчетом количества баллов. Далее учитель сообщает о максимально возможном количестве баллов, которое можно получить за решение данной части экзаменационной работы, и совместно с выпускниками формулирует цели занятия – освоение данных типов орфограмм, отработка навыков правописания.
- Этап актуализации знаний проходит в форме комментированного письма под диктовку с опорой на визуальный материал – схемы (таблицы), кратко излагающие суть правил.
- Этап отработки орфографических навыков организуется в ходе групповой (парной) работы над блоком заданий: орфографические тесты на конкретное правило; корректура текстов, содержащих ошибки в написании орфограммы; работа у доски представителей разных групп по карточкам на скорость (с ограничением времени выполнения заданий); осложненное списывание с последующей «перекрестной проверкой»; диктант из слов-исключений.
- Этап систематизации знаний, умений и навыков: «Орфографическое ассорти» (ученик за ограниченное время объясняет разные типы орфограмм в тексте / задании); поиск и исправление ошибок в образцах экзаменационных работ; заполнение таблиц на классификацию слов по типам орфограмм; подбор собственных примеров к правилам (орфографическим нормам).
При организации орфографического интенсива необходимо:
- подбирать задания достаточного уровня сложности, содержащие основные орфографические нормы;
- чередовать различные формы заданий, используя за одно занятие несколько (от пяти и более) видов упражнений;
- использовать визуальный опорный материал, помогающий актуализировать правило (схемы, таблицы);
- применять самопроверку и взаимопроверку по образцу с целью предупреждения и исправления ошибок;
- распределять задания равномерно между группами, поддерживать высокий темп работы;
- применять мультимедийные средства обучения (интерактивные задания с возможностью быстрой проверки).
Таким образом, проведение орфографического интенсива позволяет добиться «погружения» в деятельность по отработке и закреплению норм правописания, необходимых для успешного выполнения экзаменационной работы.