Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингводидактика и обучение русскому языку как иностранному

Соотношение лингводидактики и обучения русскому языку как иностранному

Определение 1

Лингводидактика изучает теоретические и практические принципы преподавания и изучения иностранных языков.

Определение 2

Методика преподавания русского языка как иностранного (иначе — РКИ) — это частная дидактическая теория и система практических приёмов обучения иностранцев русскому языку.

Отношения между лингводидактикой и методикой преподавания РКИ — это отношения целого и части: лингводидактика занимается наиболее общими вопросами теории обучения языкам, а методика обучения РКИ носит частный характер применительно к изучению конкретного языка.

Методика преподавания РКИ как отрасль лингводидактики

Предметом методики обучения РКИ является русский язык как объект изучения иностранцами (инофонами).

В качестве учебной дисциплины русский язык для иностранцев имеет свою специфику:

  • способствует развитию языковой личности инофона;
  • носит практико-ориентированный характер;
  • опирается на систему родного языка;
  • нацелен на развитие коммуникативной и культурологической компетенции учащегося.

Объектом изучения является обучающийся русскому языку инофон (школьник, студент, взрослый).

Методика РКИ также описывает принципы, цели и задачи, методы, приёмы, средства и формы обучения.

Цель обучения РКИ состоит не в изучении системы русского языка и законов её функционирования, а в становлении практических навыков (компетенций), позволяющих:

  • общаться на данном языке (коммуникативная компетенция);
  • понимать чужие и строить свои высказывания, осуществлять отбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (речевая компетенция);
  • осознавать через призму языка особенности менталитета и культуры русского народа (лингвокультурологическая компетенция).
«Лингводидактика и обучение русскому языку как иностранному» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Исходя из данной цели вытекают и прикладные задачи методики, которые можно свести к обучению разным видам речевой деятельности: говорению, слушанию, письму и чтению.

Принципы теории обучения РКИ

Принципы методики преподавания РКИ базируются на общедактических и частнометодических принципах обучения.

Общедактические принципы преподавания основаны на наиболее устойчивых, повторяющихся закономерностях, свойственных любому процессу обучения.

К ним относятся:

  1. Деятельностный принцип: обучение строится в процессе специально организованной совместной деятельности учащихся и преподавателя и носит практический характер.
  2. Принцип активности предполагает как работу по формированию мотивации у учащихся, так и самостоятельность, настойчивость в овладении предметом.
  3. Развивающий принцип обучения предполагает постановку таких учебных целей, которые способствуют развитию личности учащихся.
  4. Принцип наглядности связан с использованием визуальных средств подачи материала и реальных примеров из речевой практики, иллюстрирующих содержание языковых явлений.
  5. Принцип систематичности и последовательности касается отбора содержания языкового материала (от единиц низших уровней к более сложным) и логики его подачи, когда каждая новая тема или речевой факт базируется на уже изученном.
  6. Принцип доступности и индивидуализации процесса обучения предполагает учёт индивидуально-психологических, возрастных особенностей и лингвистических способностей учащихся.

Частнометодические принципы:

  1. Коммуникативный — ориентирует на построение учебного процесса как системы практических упражнений по отработке языковых навыков в разных речевых ситуациях.
  2. Комплексный принцип означает, что учащийся обучается не отдельным речевым навыкам (произношение, правописание, словоупотребление), а комбинирует их в процессе общения в зависимости от его задач.
  3. Принцип опоры на родной язык предполагает установление актуальных связей между новыми и уже имеющимися языковыми сведениями для облегчения их усвоения.
  4. Принцип изучения лексико-грамматических тем на основе текста связан с созданием необходимого речевого контекста, в который вовлекаются изучаемые языковые явления.

Методы и приёмы обучения в лингводидактике

Определение 3

Метод обучения в лингводидактике понимается как система практических и теоретических путей, позволяющих достичь целей и задач обучения.

Определение 4

Приём представляет собой элемент метода обучения, дополняющий его и реализующий более узкую учебную задачу.

Например, метод упражнения может использоваться в сочетании с приёмами смыслового чтения, чтения вслух, заполнения таблицы, работы со словарём, составления диалогов и тому подобное.

Методы преподавания РКИ можно классифицировать на общедидактические и частнометодические.

Общедидактические методы — это методы формирования теоретических сведений (рассказ, лекция, демонстрация), практических действий и навыков (упражнение, игра) и методы поощрения и порицания (похвала, замечание).

Частнометодические приёмы обучения РКИ выделяют в зависимости от изучаемого раздела языка:

  1. Методы обучения произношению (слушание образцов, повторение, чтение, поиск орфоэпических ошибок и их исправление, диалог, устный рассказ, фонетический анализ).
  2. Методы обучения грамматике (упражнения, составление диалогов, деловые игры, языковые разборы).
  3. Методы обучения лексике предполагают семантизацию слова (наполнение его конкретным содержанием с помощью словарного толкования, подбор синонимов, анализа контекста), а затем его введение в активной словарь с помощью разных упражнений.
  4. Методы обучения слушанию, говорению, чтению и письму базируются на разных типах упражнений не только репродуктивного или перцептивного характера, но и частично-поискового и творческого, побуждающих учащегося анализировать изучаемые явления, устанавливать их взаимосвязи и активно использовать в речи.

Лингводидактические средства и формы обучения

Средства обучения — это учебно-дидактические материалы (учебники, пособия), справочная литература (словари, грамматики, справочники), средства наглядности (таблицы, схемы, презентации), технические средства (аудио-и видеозаписи, компьютерная техника).

Под формами обучения понимают общие приёмы его организации.

Основной формой обучения является урок, активно используются академические формы (лекция, семинар, практикум, коллоквиум, конференция) и игровые (деловая игра, тренинг).

Место методики преподавания РКИ среди других наук

Методика обучения РКИ тесно связана с психолого-педагогическими дисциплинами: теорией обучения (дидактикой), лингводидактикой, общей психологией, психологией обучения, возрастной психологией. Эти предметные области обогащают методику представлениями о принципах, методах и приёмах преподавания с учётом последних достижений педагогической теории и практики.

Филологические дисциплины (теория языка, теоретическая грамматика, культура речи, риторика) определяют содержание преподавания на уровне современного состояния русского языка как объекта лингвистического изучения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot