Техника педагогической наррации в создании обучающих курсов по русскому языку
Самостоятельная работа учащихся по освоению различных курсов русского языка является важной частью обучения в старших классов общеобразовательной школы. Самостоятельная работа помогает восполнить пробелы в знаниях, углубить имеющиеся лингвистические сведения, подготовиться к прохождению государственной итоговой аттестации по предмету. На сегодняшний день существует большое количество курсов, платных и бесплатных, которые позволяют заниматься самостоятельно. Помимо этого, учителя разрабатывают собственные курсы с использованием интерактивных платформ для содействия самостоятельному изучению тем. Поэтому вопросы повышения эффективности самостоятельной работы учащихся являются актуальными для современной методики преподавания русского языка.
Одним из инструментов повышения эффективности обучающих курсов по русскому языку выступает педагогическая наррация как способ организации учебного материала, включающий изучаемую тему в контекст «истории», имеющей увлекательный сюжет, способный заинтересовать учащегося и привлечь его внимание к материалу.
Приемы нарративной педагогики позволяют достичь следующих целей:
- Упростить форму подачи материала, сделав его более доступным для понимания учащегося.
- Привлечь внимание учащегося к теории, которая кажется скучной и неинтересной.
- Сделать обучение личностно значимым, увлекательным.
- Включить учащегося в сюжетную историю, движение которой обеспечивает прохождение основных этапов обучения.
- Сформировать положительное отношение к изучаемому материалу.
- Развить воображение, стимулировать познавательную деятельность.
Коммуникативные стратегии и тактики педагогической наррации при создании обучающего курса по русскому языку представляют собой систему коммуникативных установок, используемых автором курса (педагогом, методистом) для создания обучающей истории, способной привлечь внимание слушателя и активизировать его познавательную деятельность.
Коммуникативные стратегии и тактики обучающего курса по русскому языку с использованием педагогической наррации
Основные коммуникативные стратегии, которые используются в педагогической наррации, состоят в следующем:
- Создание сюжетной интриги: в основе рассказываемой истории лежит проблемная ситуация, которую должен решить герой и, следовательно, отождествляющий себя с ним учащийся.
- Последовательное наращивание уровня сложности проблем, которые решает герой (и участник курса).
- Объясняющая стратегия, связанная с поддержкой обучающегося с помощью необходимых пояснений или подсказок, которые используются для выполнения заданий.
- Стратегия удивления, которая заключается в том, чтобы создавать неожиданные для учащегося ситуации, тем самым постоянно поддерживая его неослабевающее внимание.
- Стратегия намеренной ошибки, которая заключается в том, что герой истории намеренно ошибается с целью продемонстрировать учащемуся какую-то закономерность или особенность изучаемого материала.
- Стратегия визуализации, которая заключается в привлечении наглядного материала для разъяснения его содержания.
- Стратегия развлечения, предполагающая сочетание серьезных заданий и развлекательных моментов для снятия напряжения и усталости обучающегося.
- Диагностическая стратегия, позволяющая отслеживать текущий прогресс учащегося и выявлять пробелы в знаниях.
- Контролирующая стратегия, направленная на оценку уровня учебных достижений.
Рассмотрим, как данные коммуникативные стратегии реализуются в конкретном обучающем курсе, который создается учителем с использованием приемов педагогической наррации. Учащемуся предлагается игра-симулятор «Экзамен по русскому языку», в ходе которой ему предстоит сдать экзамен на знание русского языка вместе с героем. В ходе обучающей игры используются следующие коммуникативные стратегии педагогической наррации:
- Стратегия отождествления обучающегося и героя в актуальной для ученика ситуации сдачи экзамена.
- Стратегия последовательного усложнения заданий, представленных в курсе.
- Стратегия намеренной ошибки: автор курса позволяет герою ошибиться в выполнении заданий, чтобы продемонстрировать ученику сущность изучаемого явления, возможные варианты недочетов при выполнении задания.
- Объясняющие стратегии, которые реализуются через блоки «Шпаргалка», «Воспоминания героя о занятиях с репетитором», «Подсказка», «Учебник» и проч.
- Стратегия визуализации, связанная с использованием различных рисунков, таблиц, схем, диаграмм для передачи содержания изучаемого явления.
- Стратегия тренировки, связанная с отработкой практических навыков путем решения различных задач или выполнения упражнений.
- Стратегия контроля, позволяющая оценивать прогресс учащегося на каждом этапе прохождения курса.
Сочетание различных коммуникативных стратегий и тактик в ходе создания обучающего курса по русскому языку с использованием техники педагогической наррации позволяет сделать его более эффективным инструментом обучения.