Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативные стратегии диалога с экзаменатором в процессе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

Коммуникативные стратегии диалога с экзаменатором в процессе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку

Итоговое собеседование по русскому языку, нацеленное на поверку уровня развития коммуникативных компетенций учащихся, включает разные типы коммуникативно-речевых задач. Каждая речевая задача моделирует коммуникативные ситуации, с которыми учащийся сталкивается в процессе учебной деятельности: чтение текста, пересказ его содержания, составление монологического высказывания на заданную тему, ответы на вопросы в рамках диалога с экзаменатором.

Успешность подготовки к экзамену определяется не только общим уровнем речевого развития, но и уровнем владения коммуникативными компетенция и, присущими каждому типу речевого высказывания в определенной ситуации общения.

Определение 1

Коммуникативные стратегии диалога представляют собой способы организации коммуникации в процессе диалога, обеспечивающие реализацию коммуникативной задачи и успешность общения.

Диалог – форма двусторонней коммуникации, предполагающая наличие обратной связи между коммуникантами. В отличие от монологической речи структура диалога определяется соотношением реплик участников общения. Помимо этого, в процессе построения диалога большую роль играют общие фоновые знания коммуникантов, степень их осведомленности в ситуации общения, уровень взаимопонимания и доверия между участниками беседы.

Специфика экзаменационного диалога состоит в том, что он имитирует условия диалогической коммуникации, по сути, проверяя степень понимания учеником обращенного к нему вопроса, умение выразить свою точку зрения, аргументировать ее, а также оформить свой ответ по правилам речевой культуры устного общения.

Коммуникативные стратегии реального диалога подчинены цели достижения взаимопонимания собеседников, что отражается в особенностях, присущих диалогическому общению:

  1. Адресация к собеседнику.
  2. Использование специальных маркеров контроля активности собеседника, привлечения внимания слушателя к содержанию высказывания.
  3. Применение контактоустанавливающих элементов в высказывании.
  4. Умеренная экспрессивность высказывания, демонстрирующая личную заинтересованность участника общения в предмете разговора.
  5. Наличие корректировок и уточнений, детализирующих или поясняющих содержание сообщения.
«Коммуникативные стратегии диалога с экзаменатором в процессе подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В спонтанном диалоге больше ситуативной обусловленности, меньше речевого контроля, что обусловливает появление речевых ошибок, недочетов, иногда приводящих к недопониманию между собеседниками, которое, впрочем, легко устраняется за счет дополнительных вопросов, разъяснений и проч.

Особенности научно-учебного диалога и речевые стратегии его реализации в ситуации собеседования

В отличие от спонтанного диалогического общения в повседневной жизни, диалог с экзаменатором в рамках итогового собеседования представляет собой высказывание, обладающее признаками частично подготовленного. Хотя предмет беседы участнику заранее неизвестен, тем не менее, он заранее знает коммуникативную задачу, стоящую перед ним, понимает условия ситуации общения, владеет требованиями к оформлению высказывания и содержанию речевого сообщения.

Диалог в устном собеседовании создается на основе научно-учебного подстиля, что предполагает использование коммуникативных стратегий, характерных для педагогического учебного дискурса:

  1. Цель сообщения – продемонстрировать экзаменаторы способность к поддержанию беседы на заданную тему с использованием сведений в области теории языка и практики речевой коммуникации.
  2. Условия ситуации предполагают учет заданной темы, максимально полное ее раскрытие, логичность и структурированность ответа.
  3. Речь учащегося отличается правильностью, нормативностью, соответствием требованиям речевой культуры.
  4. Особенности произношения и интонационного оформления соответствуют нормам диалогической литературной речи.
  5. Паравербальные средства коммуникации используются в соответствии с потребностями ситуации общения, при этом учащийся избегает чрезмерной жестикуляции и аффектации в мимике.

Общие коммуникативные стратегии диалога с экзаменатором, таким образом, формируются на основе пересечения двух типов дискурса – научно-учебного и условно-разговорного. Сочетание разных типов дискурсивных стратегий предполагает гибридность избираемых учеников коммуникативных тактик:

  1. Сочетание в коммуникативной цели сообщения разных задач: демонстрации навыков создания высказывания на заданную тему и поддержания беседы в соответствии с условиями коммуникации.
  2. Использование для построения высказывания разных структурно-композиционных приемов: с одной стороны, ориентация на реплики-вопросы собеседника, с другой - воспроизведение структуры монологического рассуждения с выделением тезиса и его обоснованием.
  3. Отбор языковых средств в соответствии с коммуникативной ситуацией научно-учебного общения, не допускающий использование разговорной лексики, просторечия, жаргонизмов и проч.
  4. Оформление высказывания в соответствии с нормами литературного языка.
  5. Произнесение речи по принципам устного публичного выступления с учетом грамотного и уместного использования интонационных средств, выразительных возможностей логического ударения, а также коммуникативного потенциала невербальных средств общения.

Таким образом, коммуникативные стратегии диалога с экзаменатором, которыми овладевает учеников процессе подготовки итоговому собеседованию по русскому языку, позволяют реализовать коммуникативные задачи наиболее эффективно и обеспечить успешность усвоения учебного материала.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot