Изучение стилистики в школьном курсе русского языка
Стилистика представляет собой часть лингвистики, которая исследует принципы использования языковых средств в разных сферах общественной деятельности в соответствии с условиями общения, его задачами и содержанием.
Принципы обучения данной дисциплине базируются на следующих основаниях:
- Комплексный подход предполагает рассмотрение стилистики в тесной связи со всеми разделами лингвистики. Необходимо знать и понимать выразительные возможности фонетики, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.
- Принцип изучения стилистически маркированных единиц в контексте. Например, слово «плестись» имеет ярко выраженную экспрессивность и принадлежит к разговорной речи, его использование в книжных стилях речи нарушает стилистическую норму, однако оно вполне уместно в ситуациях бытового общения: Ты еле плетёшься! Иди быстрее! И зачем я только поплёлся с тобой в такую даль!
- Принцип опоры на стилистическую норму и учёта её вариативности. Следует помнить, что стилистическая норма в значительной мере определяется особенностями речевой ситуации, поэтому оценка нормативности / ненормативности использования языковых средств должна производиться с учётом требований, предъявляемых к коммуникации в целом.
При обучении стилистике применяются следующие методы и приёмы:
- Стилистический анализ языковых единиц и текста. Цель данного метода — научить находить стилистически окрашенные единицы в высказывании и определять их функцию.
- Стилистический эксперимент предполагает замену слова (словосочетания, фрагмента) на иное в стилистическом отношении (например, заменить просторечное слово нейтральным, книжное — разговорным) для выявления роли данного элемента в структуре высказывания.
- Рецензирование собственных речевых произведений (изложений, сочинений, эссе), поиск и исправление стилистических недочётов.
- Создание текстов разных стилей по образцу.
- Сравнительный анализ речевых произведений одной тематики, но разных по стилевой принадлежности. Например, ученикам для сопоставления дают три текста научного, художественного и разговорно-бытового стилей, написанных на одну тему, и предлагают выявить стилевые особенности каждого из них.
- Изучение структуры словарных статей, специальных помет, характеризующих стилевую принадлежность лексем.
Этапы работы по развитию стилистических навыков включают:
- Подготовительный период (I–V кл.), в котором ученики знакомятся с понятием текста, стилистическими возможностями лексики, речевыми стилями и их особенностями, рассматривают их жанровые разновидности. Цель данного этапа — сформировать первоначальные сведения о стилистике, её понятиях и задачах.
- Основной период охватывает весь период обучения в VI-IX кл. и включает целенаправленную систематическую работу по формированию стилистических навыков. Ученики учатся определять принадлежность текста к определённому стилю, находить и корректировать стилистические недочёты, знакомятся с стилистическими возможностями языка.
- В старших классах происходит углубление стилистических сведений, формируется чувство стиля, представление об особенностях стилистической манеры писателей и лежащих в её основе закономерностях функционирования языка.
Виды уроков и методика их проведения
Обучение стилистике может вестись двояко:
- Стилистические сведения включаются в состав урока как его элемент. В этом случае стилистикой можно заниматься практически на любом уроке: уроке открытия нового знания, уроках закрепления, повторительно-обобщающих уроках и комбинированных.
- Урок полностью посвящается развитию стилистических представлений и формированию навыков работы с высказываниями разных стилей.
Специальные уроки, на которых происходит обучение стилистике, входят в систему уроков по развитию речи.
Уроки развития речи при всём разнообразии их содержания имеют общую структуру:
- Мотивационный этап, побуждающий учеников к осознанной работе над совершенствованием речевых навыков.
- Этап целеполагания, в ходе которого осуществляется постановка целей и задач урока, определяются пути его достижения. Обычно этому этапу предшествует размышление над какой-либо проблемной учебной ситуацией, демонстрирующей недостаточность имеющихся у учеников сведений, знаний.
- Открытие нового знания через специально организованную учителем поисковую, аналитическую работу.
- Первичное закрепление полученных знаний на практике.
- Рефлексия учебной деятельности, помогающая выявить трудности и успехи в процессе урока.
- Оценка и самооценка.
- Домашнее задание, которое может быть разноуровневым либо творческим.
Типы уроков развития речи разнообразны, и на каждом из них ведется определённая стилистическая работа. Перечислим основные виды уроков развития речи:
- Уроки подготовки к написанию изложений / сочинений, в ходе которых осуществляется словарно-стилистическая работа, производится лексический анализ слов и словосочетаний, которые будут использоваться учениками, определяется стилистическая принадлежность данных слов, их экспрессивная окраска, выразительные возможности и уместность их употребления.
- Уроки комплексного анализа речевых произведений. Работая с текстом, учащиеся определяет его тему, основную мысль, выявляют авторскую позицию, а также характеризуют текст по его стилевой принадлежности, коммуникативной цели, сфере его функционирования, используемых стилистических единиц и их роли.
- Уроки знакомства со стилистическими сведениями, на которых учащиеся получают представление о функциональных стилях, жанрах и поджанрах, учатся их применению в речевой практике.
- Уроки проектной деятельности на темы, связанные со стилистикой. Это может быть исследовательская работа, направленная на анализ индивидуальной манеры писателя, или работа по анализу и классификации наиболее частотных стилистических ошибок в школьных сочинениях, а также исследование стилевых особенностей текстов СМИ, рекламы, интернета и т.п.
- Уроки-практикумы, направленные на формирование умений создавать тексты тех или иных стилей. Например, практикумы по составлению деловой документации, проведение дебатов в публицистическом стиле, подготовка научно-учебных текстов (аннотаций, конспектов, рефератов) и проч.
Основные упражнения, которые используются на данных уроках:
- Опознание стилистически окрашенных средств в контексте.
- Стилистический анализ.
- Поиск и исправление стилистических недочётов.
- Редактирование текстов (своих и чужих).
- Сравнительно-сопоставительный анализ текстов разной стилевой принадлежности.
Система работы по обучению стилистике осуществляется комплексно, с опорой на текстовый материал и направлена на формирование умений практического использования стилевых возможностей языка в разных коммуникативных ситуациях.