Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Грубые и негрубые ошибки в работах учащихся: вопросы разграничения

Грубые и негрубые ошибки в работах учащихся: вопросы разграничения

В различных работах учащихся встречаются многообразные ошибки: в написании слов, постановке знаков препинания, образовании форм слов, построении синтаксических конструкций, словоупотреблении и проч. Профилактика, а также коррекция ошибок в работах учащихся является частью систематической работы на уроках русского языка по развитию языковой нормы и повышению речевой культуры.

Определение 1

Ошибка – понятие, которое в методике преподавания русского языка используется для обозначения различных типов нарушения языковой нормы при выполнении учебного задания.

Ошибки встречаются в устной и письменной речи учащихся, однако чаще всего ученики имеют дело с орфографическими и пунктуационными ошибками на изученные правила. Вопросы классификации ошибок имеют не только методическую, но и обучающую ценность, поскольку позволяют ученикам осуществлять самопроверку в процессе выполнения учебных заданий.

Педагогу представления об ошибках и их типах необходимы для организации систематической работы по их профилактике, а также корректного оценивания работ учащихся.

Методическое значение имеет разграничение грубых и негрубых ошибок, поскольку их соотношение и количество определяют отметку за работу.

Определение 2

Грубыми считаются ошибки, которые допускаются на уже изученные правила и типы орфограмм, в словарных словах, которые были разобраны и изучены на уроке, а также в словах, написанных на доске, в учебнике и проч.

Определение 3

Негрубые ошибки - это недочеты, допущенные в написании слов на еще не изученные правила, в исключениях, в словарных словах, которые не изучаются на уроке или в школьном курсе языкознания, в употреблении заглавной буквы или в сложных случаях написания, не регулируемых правилами или обусловленных синтаксической позицией слова.

«Грубые и негрубые ошибки в работах учащихся: вопросы разграничения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Помимо ошибок, следует учитывать, что в работах учащихся также бывают описки - ошибочные написания, не обусловленные знанием или незнанием орфографической нормы. К опискам относят замену и перестановку букв по созвучию, обозначенных ими фонем (например, написание «мемля» вместо «земля», «рорняк» вместо «сорняк»). При этом от описок следует отличать дисграфические ошибки, при которых замена букв или их перестановка является систематической или осуществляется в определенных фонетических позициях.

Помимо орфографических ошибок, в работах также можно обнаружить и пунктуационные ошибки, среди них также выделяются грубые и негрубые. Грубые пунктуационные ошибки касаются замены знаков препинания, пропуска одной из частей парных или сочетающихся знаков. При этом к негрубым обычно относят ошибки в текстах с авторской пунктуацией.

Оценивание работ учащихся с учетом грубых и негрубых ошибок

По отношению к речевым или грамматическим ошибкам определение «грубые» или «негрубые» не применяют. Обычно в работах учитывают их обще количество и оценивают характер их влияния на понимание текста. Если грамматические и речевые недочеты препятствуют пониманию речевого замысла автора текста, то отметки за грамотность и содержание работы (например, в сочинениях, изложениях) снижаются на балл. При проверке итоговых сочинений выпускников при большом количестве речевых ошибок, влияющих на качество речи, ученик может получить отметку «незачет» по критерию «Качество письменной речи».

Грубые ошибки влияют на выставление оценку за работу. Например, при оценивании диктантов работа, в которой содержатся три грубых орфографических ошибки, не может быть оценена отметкой «четыре». При этом при сочетании двух грубых и одной негрубой ошибки возможно выставление отметки «четыре», если в работе нет грубых пунктуационных ошибок. Подробные нормы оценивания устанавливаются в рабочих программах по предмету (в разделе, посвященном оцениванию работ учащихся) или определяются в специальном «Положении о нормах и критериях оценивания по русскому языку и литературе». В основу норм проверки кладутся разработанные методистами и авторами учебных курсов типовые критерии оценивания словарных диктантов, контрольных диктантов, творческих работ, устных ответов, тестов и проч.

Иногда бывает сложно разграничить грубые и негрубые ошибки в работах учащихся, для этого необходимо знать перечень изученных орфограмм, а также те орфограммы, которые еще не пройдены, исключения и некоторые другие случаи правописания, относящиеся к спорным или трудным. Чаще всего к определенным видам упражнений (например, диктантам) учитель составляет таблицу типов орфограмм, в которой отмечает уже изученные или еще не пройденные орфограммы. Необходимо проинформировать учащихся о критериях оценивания, а также о типах ошибок, влияющих на выставление отметки.

Таким образом, знание особенностей разграничения грубых и негрубых ошибок необходимо учителю для проверки работ и выставления отметок, а учащимся – для своевременной коррекции недочетов в различных письменных работах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot