Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Грамматический подход к изучению правописания в школе (на материале различения «-тся» и «-ться» в глаголах)

Грамматический подход к изучению правописания в школе

Изучение правописания в школе базируется на сочетании различных принципов: от фонетического до морфологического и лексического. Поэтому учителю необходимо акцентировать внимание школьников на тех аспектах изучения правописных тем, которые связаны с грамматическими особенностями слов.

Традиция рассмотрения орфографии под углом грамматического содержания категорий языка берет свое начало из первых методических трудов. До сих пор при объяснении некоторых орфограмм, например, написания мягкого знака после шипящих на конце существительных и в некоторых формах глагола используют морфологический признак. Однако грамматический метод в орфографии может быть расширен за счет правильной расстановки акцентов в преподавании. Например, традиционные корни с чередованием букв «е – и» могут быть рассмотрены не только с позиции влияния на их написание суффикса «-а-», но и с точки зрения их роли в различении видовых форм глагола. Так, глагольные формы с буквой «е» относятся к совершенному виду, а с буквой «и» – к несовершенному. Например: запер (что сделал?) – запирал (что делал?), замерла (что сделала?) – замирала (что делала?) и так далее.

Еще один аспект использования грамматических закономерностей – правописание «-тся» и «-ться» в глаголах. Традиционно даже в учебниках это правило базируется на механическом принципе подстановки вопроса и определении по его виду характера написания. Однако за вопросом, который задается к глаголу, скрывается более глубокое грамматическое содержание, которое должно быть раскрыто при изучении орфограммы.

Морфолого-синтаксический аспект разграничения «-тся» и «-ться» в глаголах

Подход к изучению правила о правописании «-тся» и «-ться» в глаголах основывается на следующих принципах:

  1. Определение морфологического статуса грамматической формы.
  2. Выявление возможностей ее грамматической сочетаемости.
  3. Анализ контекстного окружения глагольной лексемы.

Орфографический анализ, таким образом, обогащается наблюдениями за морфолого-синтаксическими особенностями реализации словоформы.

Определение морфологического статуса грамматической формы может быть организовано как исследовательская работа на уроке. В частности, учащиеся отмечают, что глаголы с «-ться» относятся к инфинитиву (начальной форме), а глаголы, в которых пишется «-тся», относятся к формам 3-го лица настоящего или будущего времени.

«Грамматический подход к изучению правописания в школе (на материале различения «-тся» и «-ться» в глаголах)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Переходя к вопросу о грамматической сочетаемости глагольных лексем, стоит отметить, что инфинитив в русском языке имеет достаточно широкие возможности сочетаемости с другими лексемами. Глаголы на «-ться» сочетаются с личными глаголами, а также с наречиями и модальными словами в функции предикатов. Например: хочу жениться, не стал готовиться, нелепо ошибиться, надо извиниться и проч.

В то же время глаголы на «-тся» сочетаются в основном с наречиями и существительными с предлогами, выступая в роли сказуемых, а также с глаголами в форме инфинитива. Например: быстро одевается, надеется на лучшее, хочется выспаться.

Анализ контекстного окружения глагольных лексем на «-тся» и «-ться» показывает, что глаголы с «-тся» чаще всего функционирует в роли сказуемого, в то время как глаголы с «-ться» выступают в различных синтаксических функциях. Например, чаще всего они могут быть частью составного глагольного сказуемого (Я не хотел расставаться с ними). Однако возможно функционирование таких глаголов в качестве объектных дополнений или обстоятельств цели: Родители заставили единственного сына учиться за границей. Дед вышел на крыльцо отдышаться после сильного приступа кашля.

Учитывая все эти принципы, относящиеся к грамматическим характеристикам глаголов, правило о выборе «-тся» и «-ться» в глаголах оформляется следующим образом:

  1. Пишется «-тся» в глаголах 3-го лица изъявительного наклонения, которые функционируют в предложении в качестве сказуемого и сочетаются с наречиями, инфинитивом по принципу примыкания или с существительным по принципу управления.
  2. Пишется «-ться» в инфинитиве, функционирующем в предложении в качестве составной части глагольного сказуемого, дополнения или обстоятельства, а также сочетающегося с наречиями, модальными предикатами и личными формами глаголов.

Введение в структуру правила дополнительных грамматических критериев разграничения написания «-тся» и «-ться» способствует более глубокому осмыслению орфографической нормы и позволяет сформировать устойчивый навык написания данных слов. Кроме этого, это способствует развитию системного взгляда на язык, формирует привычку анализировать морфологические и синтаксические особенности слов, прививая навыки осознанного применения орфографической нормы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot