Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование речевой культуры на занятиях по русскому языку в иноязычной аудитории

Формирование речевой культуры на занятиях по русскому языку в иноязычной аудитории

На сегодняшний день овладение речевой культурой является важной частью языкового образования. Необходимость развития умений и навыков, лежащих в основе культуры речи, осознана методистами как приоритетное направление в преподавании родного и иностранного языка.

Определение 1

Применительно к родному языку владение речевой культурой предполагает становление системы компетенций, связанных с умением применять нормативные средства языка, эффективно строить речевое высказывание с учетом коммуникативных качеств речи, а также учитывать этические нормы коммуникации.

При обучении РКИ преподаватель не может требовать от обучающегося, находящегося на среднем уровне владения языком, высокого уровня нормативности речи или осознанного использования коммуникативно-речевых качеств, способствующих богатству и выразительности речи. Однако для инофона, изучающего русский язык как иностранный, овладение речевой культурой предполагает умение использовать имеющийся арсенал языковых средств, применяемых для осуществления общения в типовых ситуациях коммуникации. Это умение основывается, прежде всего, на знании речевых жанров в аспекте их функционирования в системе коммуникативно-речевых норм русского языка.

Таким образом, из двух ступеней, из которых традиционно складывается понятие высокой речевой культуры, инофоны сначала должны овладеть правильностью речи, понимаемой как коммуникативная целесообразность, а затем и речевым мастерством на более высоком уровне языкового развития.

Методика развития речевой культуры в обучении РКИ

Начальный этап работы над развитием речевой культуры инофона – знакомство с языковой нормой и ее признаками. Так как языковая норма характеризуется системностью, то знакомство с ней охватывает разные аспекты речевой деятельности: произношение, речепорождение, восприятие высказываний. Для успешного у чтения языка, иноязычный обучающийся должен овладеть комплексом норм устной и письменной речи:

  1. Нормами произношения и ударения.
  2. Нормами словоупотребления.
  3. Нормами образования слов и их форм.
  4. Нормами употребления частей речи.
  5. Правилами построения грамматически верных предложений.
  6. Нормами, регулирующими текстовую деятельность и касающихся аспектов учета стиля и жанра того или иного речевого высказывания.
«Формирование речевой культуры на занятиях по русскому языку в иноязычной аудитории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Каждый из аспектов формирования речевой культуры инофонов характеризуется собственной методикой и способами развития речевых навыков. Однако нормативность речи - это первый этап освоения речевой культуры.

Следующий этап связан с развитием коммуникативных речевых качеств. Преподаватель должен беспокоиться не только о правильности речи, точности словоупотребления, отсутствии явных грамматических ошибок, но и о таких свойствах речи, как уместность, логичность, точность и выразительность. Это касается не только собственно лингвистических средств, но и просодических элементов (интонации, мелодики речи). Выразительность на лексико-грамматическом уровне достигается использованием синонимов, образных средств лексики, фразеологизмов и крылатых слов, многообразием синтаксических конструкций, выражающих экспрессивно-оценочное значение. Богатство речи достигается постоянным пополнением словаря и развитием представлений о стилистической дифференциации синонимов, формированием представлений об уместности их употребления в речи.

Эффективными методическими приемами формирования культуры речи для инофонов, изучающих русский язык как иностранный, являются:

  1. Комплексный анализ текста, включающий наблюдения за нормативной реализацией речевых средств.
  2. Упражнения, направленные на закрепление эталонных образцов речи (лингвистическое конструирование, пересказ, изложение).
  3. Задания, направленные на сравнение, сопоставление двух образцов речевого материала – нормативного и ненормативного, – и последующий выбор нормативного высказывания.
  4. Задания на подбор синонимов, антонимов, паронимов в определенных контекстах, сравнение уместности употребления одного слова из ряда стилистических или семантических синонимов.
  5. Упражнения, направленные на стилистическую правку, редактирование текстов.
  6. Задания, целью которых является речевое творчество и демонстрация навыков использования нормативных языковых средств в устной и письменной коммуникации.

Важным аспектом в развитии речевой культуры инофона является знакомство с коммуникативной этикой, нормами общения, традициями русского речевого этикета. Поскольку многие обучающие сталкиваются в повседневной речевой деятельности с ненормативной лексикой, матом, вербальной агрессией, особую значимость приобретает становление речевого идеала, основанного на лучших образцах устной и письменной речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot