Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Чтение текста с перемешанными буквами как стратегия формирования орфографической зоркости

Чтение текста с перемешанными буквами как стратегия формирования орфографической зоркости

В преподавании русского языка на первый план выходит работа по формированию культуры письменной речи, поскольку владение навыками правописания является необходимой речевой компетенцией, проверяемой в ходе государственной итоговой аттестации.

В условиях современного существования языковой нормы происходит расшатывание ее основ в связи с влиянием на письменную практику условий виртуальной коммуникации и естественной письменной речи, поэтому в процессе обучения русскому языку особую роль необходимо отводить формированию орфографической зоркости.

Определение 1

Орфографическая зоркость выступает как составляющая грамотности и включает в себя совокупность умений, обеспечивающих способность видеть в слове потенциально опасные с точки зрения нарушения нормы места и применять по отношению к ним знания об орфографической норме.

Развитию орфографической зоркости уделяется большое внимание в методических рекомендациях, предлагаются различные приемы, позволяющие формировать предпосылки, определяющие навыки опознания орфограмм и анализа слова с точки зрения «ошибкоопасных» мест. Одним из приемов, который нацелен на развитие орфографической зоркости, выступает орфографическое чтение текста, представляющее собой особый вид работы, направленный на формирование стратегии опознания орфограмм. При этом конкретные варианты реализации орфографического чтения в практике преподавания различны. В частности, преподаватель может трансформировать данный прием в соответствии с потребностями образовательной ситуации.

Одной из модификаций приема орфографического чтения выступает техника чтения текста с перемешанными словами, который является нестандартным средством развития орфографической зоркости.

Суть приема состоит в предъявлении ученикам для работы текста, в котором состав букв перемешан. Исследования показывают, что при обозначении границ слов и правильном расположении букв в начале и в конце лексической единицы учащиеся не испытывают трудности с чтением подобных текстов. В некоторых случаях школьника даже не замечают, что буквы были переставлены. В этом заключается проявление адаптационных возможностей мозга, который воспринимает не части слова, а все слово целиком. В то же время для формирования орфографической зоркости необходимо именно восприятие всех частей слова в их единстве, вычленение его морфемного состава и структуры. Это противоречие разрешается за счет соединения двух приемов при работе с текстом, в состав которого входят перемешанные буквы, – приема антиципации на основе предвосхищения текстовой информации и приема «зрительного торможения», которое препятствует быстрому чтению и заставляет фокусировать внимание на составе текста.

«Чтение текста с перемешанными буквами как стратегия формирования орфографической зоркости» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Стратегия чтения текста с перемешанными буквами создает необходимое зрительное «препятствие» в восприятии графического облика слова, которое заставляет школьника возвращаться к его структуре, анализировать ее и правильно отображать на письме.

Использование таких текстов в работе на уроке повышает скорость чтения и одновременно стимулирует процессы зрительного восприятия, которые отвечают за распознавание и формирование графического облика слов.

Методика работы с текстами со смешанными буквами на уроке русского языка

Методические аспекты работы с текстами, в которых смешаны буквы, базируются на реализации следующих этапов:

  1. Постановка учебной цели и планирование работы с текстом.
  2. Реализация учебных задач в соответствии с планом действий.
  3. Сравнение (соотнесение) хода выполнения работы с образцом.
  4. Оценка результатов, исправление недочетов.

В процессе обучения применяются различные варианты работы с перемешанными текстами:

  1. Чтение текста с орфографическими комментариями.
  2. Восстановление орфографического облика слова с перемешанными буквами.
  3. Переписывание текста с восстановлением орфографического облика и орфографическим разбором слов.
  4. Опознание слов со сходным буквенным составом.
  5. «Корректурная проба»: вычеркивание лишних букв в составе слов.
  6. Создание собственного текста с перемешанными буквами для работы в классе.
  7. Составление анаграмм из словарных слов.

Используя тексты с перемешанными буквами, учитель может:

  1. Организовать повторение словарных слов, слов с трудно проверяемыми орфограммами.
  2. Проверить навыки усвоения орфографической нормы.
  3. Оценить особенности восприятия текстов и характер чтения (послоговое, пословное).
  4. Формировать зрительный образ слов путем преодоления зрительных архетипов восприятия.

Различные формы работы на уроке позволяют сфокусировать внимание школьников на графическом облике слова и его морфемном составе, а также тренировать орфографические навыки и зрительную память.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot