Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Билингвизм как социально-педагогическое явление

Билингвизм как социально-педагогическое явление

Определение 1

Термин «билингвизм» в современном обществе употребляется для обозначения речевой деятельности людей, которые владеют двумя и более языками.

При этом степень владения разными языками при билингвизме – это проблема, которую обсуждают до сих пор. Одни полагают, что билингвизм в строгом смысле слова отличает только тех людей, которые владеют двумя и более языками на уровне родного, то есть свободно. Другие же полагают, что существует билингвизм особого рода, когда человек, владеющий хотя бы одним из речевых умений (например, чтением, говорением или письмом на разных языках), может считаться билингвом.

Несмотря на разницу представлений о билингвизме в современном языкознании, наиболее распространенной является точка зрения на истинный билингвизм как на особенность языкового развития индивида, формирование речи которого происходило под влиянием двуязычия стихийно, то есть не в результате целенаправленного изучения в более зрелом возрасте.

Поскольку билингвизм представляет собой сложное явление, в нем можно выделить социальные и педагогические факторы. К первым относятся условия, в которых происходит формирование языковой личности, например: ситуация двуязычия в семье, переезд, вынужденное взаимодействие с людьми – носителями нескольких языков. К педагогическим факторам билингвизма можно отнести особенности обучения и речевого развития индивида, который формировался в полилингвальной среде.

Как социально-педагогическое явление билингвизм характеризуется неоднородностью, связанной с выделением разных уровней его проявления.

С социальной точки зрения продуктивным является рассмотрение типов билингвизма по количественному критерию:

  1. Индивидуальный билингвизм, который представляет собой уникальную ситуацию языкового развития.
  2. Массовой билингвизм, возникающий в условиях, когда билингвами становятся достаточно большие контингенты говорящих.

С педагогической точки зрения продуктивно рассматривать несколько типов билингвизма:

  1. По характеру усвоения: естественный, формирующийся спонтанно в процессе раннего речевого развития ребенка, и искусственный, который является результатом целенаправленного обучения второму (неродному) языку.
  2. По времени усвоения в онтогенезе: ранний билингвизм отличается тем, что усвоение языка происходит в период интенсивного формирования речевых навыков (1,5 – 5 лет); поздний билингвизм характеризуется тем, что индивид приступает к изучению второго (третьего) языка в тот период, когда уже сформирована система родного языка.
«Билингвизм как социально-педагогическое явление» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Очевидно, что с точки зрения теории языкового обучения естественный ранний билингвизм отличается от искусственного позднего, поэтому для работы с такими индивидами необходимо применять разные методы обучения, продуктивность которых будет различна.

Билингвизм в свете социолингвистики

Изучая билингвизм как социолингвистическое явление, исследователи уделяют большое внимание проблемам развития речевых и коммуникативных навыков индивида, вопросам его адаптации в социуме в условиях двуязычия. Здесь существуют две точки зрения:

  1. Ученые отмечают, что билингвам приходится сталкиваться с различными проблемами речевого развития, связанными, например, с интерференцией (взаимопроникновением, наложением) систем языков, что ведет к трудностям в овладении грамматикой, нормами правописания.
  2. С другой стороны, исследователи полагают, что билингвизм в целом благоприятно влияет на развитие интеллектуальных и речевых способностей, повышая продуктивность мышления, развивая высокие адаптивные способности для работы в коллективе, способствуя фокусировке слухового внимания, улучшая металингвистические способности.

Даже у людей старшего возраста, которые начинают активно изучать иностранный язык, наблюдается улучшение когнитивных способностей, улучшение памяти и даже совершенствование понимания родного языка. В конечном итоге, билингвизм во взрослом состоянии может помочь сделать работу мозга более эффективной, помогая человеку увеличить продолжительность активной умственной деятельности.

Помимо собственно языковых и когнитивных преимуществ, билингвизм дает и явные социокультурные преимущества, так как помогает адаптироваться к чужой культуре, быть боле мобильным, стрессустойчивым, гибким к изменениям, с которыми приходится сталкиваться в современном глобальном мире.

Таким образом, билингвизм как социально-педагогическое явление показывает, что языковая ситуация развития современного человека меняется, становясь более открытой влиянию других языков и культур, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения полилингвальной языковой среды и механизмов обучения билингвов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot