Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Акцентологический практикум при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Акцентологический практикум при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В системе предэкзаменационной работы по освоению норм литературного языка особое место занимают нормы ударения, или акцентологические нормы.

Определение 1

Нормы ударения представляют собой нормативные требования, предъявляемые к устной речи и касающиеся правил акцентуации слов, то есть постановки в них ударения.

Несмотря на частотность многих произносительных вариантов в повседневном общении, не все из них соответствуют критериям нормы, поэтому вопрос о формировании акцентологических норм у выпускника особенно остро стоит в период подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Перед учителем стоит, как правило, несколько задач:

  1. Сформировать представление о языковой норме в области произношения.
  2. Закрепить употребление нормативных вариантов произношения на практике.
  3. Скорректировать ошибки в речи учащихся.
  4. Противодействовать влиянию узуса (речевой практики) на искажение норм акцентологии путем профилактики возникновения акцентологических ошибок в устной речи.

Для формирования акцентологических норм в процессе подготовки к экзамену используются различные методы. Однако все их многообразие можно свети к основным типам освоения акцентологических норм:

  1. Репродуктивный путь, основанный на заучивании правильного варианта и многократном повторении его при воспроизведении.
  2. Практикоориентированный путь, предполагающий освоение акцентологических норм в различных видах практической речевой деятельности.

Второй путь является более продуктивным, так как позволяет опираться на деятельностный подход в обучении и формирует устойчивые навыки произношения, реализуемые затем в повседневном общении.

Для реализации практического подхода к освоению акцентологических норм используется такой формат учебных занятий, как практикум.

Определение 2

Практикум представляет собой вариант урока, основное содержание которого составляет выполнение учащимися различных учебно-практических действий для автоматизации умений.

«Акцентологический практикум при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При организации урока-практикума необходимо учитывать несколько педагогических требований к его структуре и содержанию:

  1. Практические задания располагаются в структуре урока по мере возрастания их сложности и объема.
  2. Объемное или сложное задание разбивается на ряд небольших учебных задач, которые могут быть распределены между учебными группами.
  3. В ходе проведения практикума активно используется групповая, парная и индивидуальная работа.
  4. В содержании учебных заданий чередуются разные виды упражнений, выполнение которых требует участия различных видов речевой деятельности.
  5. Языковой материал, изучаемый в ходе практикума, рассматривается в контексте других языковых явлений, то есть системно, комплексно.

Методика организации и проведения акцентологического практикума в школе

При организации акцентологического практикума при подготовке к ЕГЭ по русскому языку учитель предусматривает решение ряда обучающих задач:

  1. Сформировать навык различения нормативных и ненормативных вариантов ударения в разных словах и формах слов.
  2. Актуализировать знания о связи ударения с морфологической формой слова.
  3. Сформировать навык постановки ударения в сложных случаях, а также в словах, где постановка ударения противоречит узуальной норме.
  4. Закрепить навык постановки ударения в словах разных частей речи.

При организации практикума учащимся предлагаются следующие типы заданий:

  1. Образовать определенные формы слов (например, прошедшего времени в единственном числе во всех родах или во множественном числе, краткие прилагательные женского рода и проч.) и расставить в них ударения.
  2. Расставить ударения в тексте, в словосочетаниях или словах, используя орфоэпический словарик ЕГЭ или акцентологический словарь.
  3. Найти среди предложенных вариантов постановки ударений нормативные варианты.
  4. Исправить ошибки в ударениях, произнести слова правильно, записать, обозначив ударный слог.
  5. Прочитать правильно и без запинки список слов, расставляя в них ударение.
  6. Выполнить тест по образцу экзаменационного задания на скорость, выполнить взаимопроверку.
  7. Подобрать к словам с трудно запоминающимися ударениями рифмы, помогающие запомнить постановку ударения.
  8. Составить личный «словарик акцентологических трудностей» и заполнить его примерами употребления слов с трудно запоминаемыми ударениями в разных контекстах.
  9. Составить словосочетания или предложения со словами, в которых часто возникают ошибки в постановке ударения.
  10. Составить текст, включив него как можно больше слов из орфоэпического словника.

Эти и подобные им задания можно выполнить, работая в учебных группах или в парах. Как правило, во время групповой работы можно организовать учебное сотрудничество, в рамках которого материал усваивается быстрее и легче. Кроме этого, используя элементы соревнования между учебными группами (введение рейтинга результатов выполнения задания), учитель создает мотивацию для активной работы на уроке.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot