Понятие о взаимодействии преподавателя и студента в высшей школе
Обязательный компонент, который постоянно присутствует в учебно-воспитательном процессе в ВУЗе, – это педагогическое общение и отношения между преподавателями и студентами.
Взаимодействие в сфере высшего профессионального образования - это общение между преподавателями и студентами, которое возникает в процессе реализации их личных и профессиональных интересов.
Изучение особенностей общения педагогов и студентов является одной из актуальнейших проблем и позволяет выделить характерные для них закономерности и отличительные черты на каждом новом этапе обучения студентов.
Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть эти особенности необходимо познакомится с выявленными типами вузовских педагогов как субъектов учебно-воспитательного процесса.
Типы педагогов как субъектов учебно-воспитательного процесса
- «Профессионал» - педагог, относящийся к данному типу, отличается высокой педагогической направленностью, интеллектом и глубокими знаниями своего предмета как в теории, так на практике. Отлично владеет методикой преподавания, большое внимание уделяет самообразованию и научно – исследовательской работе. В силу особенностей характера и поведения легко устанавливает отношения со студентами и коллегами. У студентов пользуется высоким авторитетом и уважением, выступает примером для подражания.
- «Организатор» – основной направленностью своей деятельности считает общественную работу. Много времени уделяет этому виду деятельности и в связи с этим часто отвлекается для выполнения разных поручений, не относящихся к образовательному процессу. Владеет методикой преподавания, умеет находить общий язык со студентами. Однако ввиду занятости на общественной работе не проявляет сильного стремления к самообразованию и научно – исследовательской работ. Именно по этой причине его авторитет среди студентов и коллег не очень высок.
- «Методист», для данного типа характерна склонность к самосовершенствованию и оттачиванию своего педагогического мастерства, развитию своих методических способностей. В связи с полным погружением в теоретические знания не всегда раскрывает глубину научного содержания материала, уделяя большее внимание формальным признакам преподавания. Отношения со студентами ровные, сто строгим соблюдением субординации и высоким уровнем требований.
- «Учёный» - для педагогов данного типа характерны творческое мышление и неординарный подход к организации занятий, большое количество практикоориентированных заданий, направленных на развитие мышления и креативности студентов. Однако чрезмерная увлечённость наукой не всегда способствует эффективному построению делового и межличностного общения со студентами.
- «Пассивный преподаватель» - педагог, относящийся к подобному типу индифферентен ко всем сферам работы в учебном заведении, будь то непосредственно преподавание или общественная деятельность. Не пользуется авторитетом у студентов и коллег, его воздействие на студентов минимально.
Построение отношений в системе «преподаватель – студент» имеет прямую зависимость от описанных выше типов и носит субъективный характер.
Этапы процесса обучения и воспитания студентов
Процесс обучения и воспитания студентов высшего учебного заведения условно можно разделить на три этапа:
- 1 этап – обучение на первом и втором курсах, в процессе которого идет формирование нравственно-волевой основы личности в период адаптации;
- 2 этап – обучение на третьем курсе, в течение которого идет активный процесс расширения и углубления нравственного потенциала личности в период специализации;
- 3 этап – обучение на четвертом и пятом курсах, в ходе которого идет процесс окончательного формирования профессиональных компетенций будущего специалиста и активное самовыражение.
Основные задачи преподавателя при построении процесса обучения
В самом начале обучения в период первого полугодия идет активный процесс адаптации к новым условиям и требованиям. В связи с этим нравственное развитие студентов в данный период претерпевает значительные колебания – от жесткого самоконтроля и самодисциплины до нарушения всех возможных нравственных норм и правил поведения.
В связи с этим основная цель деятельности преподавателей на данном этапе – оказать помощь студенту в процессе формирования нравственно – волевой основы личности. Для решения этой цели перед педагогами ставится целый ряд задач, основной из которых является построение такого способа воспитательного взаимодействия, который определяет и служит примером для подражания среди обучающихся.
Для успешного построения учебно-воспитательного процесса очень важно, чтобы студенты не чувствовали по отношению к себе и в деятельности самих преподавателей двойных стандартов и расхождений с теми моральными принципами, которые им прививаются в процессе обучения.
Именно поэтому для преподавателей очень важен момент соблюдения культуры поведения, а также высоких стандартов преподавания и общения как со студентами, так и в коллективе.
Отношения в системе «преподаватель – студент» не должны развиваться в одностороннем порядке, в них обязательно должна присутствовать обратная связь «студент – преподаватель», необходимая для формирования младшего партнерства и развития самостоятельности и ответственности студентов. Подобное стимулирование активности очень актуально на втором этапе обучения (на средних курсах) и является очень важным этапом развития учебно-воспитательного общения в целом и процесса общения в частности.
На третьем этапе обучения учебно-воспитательная деятельность приобретает характер сотрудничества, происходит индивидуализация педагогических контактов и формирование педагогических отношений «на равных». Благодаря этому у каждого студента закрепляются положительные нравственные установки личности, формируется четкое представление о себе, как о высококвалифицированном специалисте.