Теории личности в советской психологии
В советских теориях личность рассматривалась как психосоциальное явление, при этом за счет различных подходов к личности преобладал методологический уровень.
На протяжение длительного времени изучение реальной личности советского человека подменялось обсуждением идеала советского человека.
30-е годы 20-го века являются периодом кризиса в психологии. В это время личность разрабатывалась в двух направлениях:
- в качестве методологической проблемы общей психологии на базе методологии марксизма соотносительно с контекстом мировой психологии (Рубинштейн)
- в качестве теоретического основания для изучения проблемы психологического развития ребенка (Выготский, Запорожжец, Божович)
В 30-40 годах только три психолога сохранили в своих работах проблематику психологии личности:
- Мясищев, работавший в институте Бехтерева и изучавший личность в рамках влияния на нее социума;
- Рубинштейн, включивший главу о личности в свою работу «Основы общей психологии»;
- Узнадзе, основавший грузинскую школу психологии и изучавший эмоционально-потребностную сторону личности.
С.Л. Рубинштейном была выдвинута теория единства сознания и деятельности, в рамках которой сознание включается в контекст жизненных связей человека с объективным миром. В основе этой связи заложена деятельность, благодаря которой человек, изменяя мир, меняется сам. Соотносительно со своей теорией он предложил качественно новый метод психологического познания, названный «единством изучения и воздействия». Одним из первых он начал говорить о способностях и характере человека, о его личности, однако не характеризовал личность как целостность.
Леонтьев же, напротив, сделал попытку описать личность как целостную систему. Им был предложен деятельностный подход к изучению личности. Он считал, что человек как эмпирическая целостность проявляет свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые включен. В данном случае предметом анализа становится внутренняя структура личности, иерархическое соотношение различных ее сторон и свойств. По Леонтьеву, человек вступает в историю и социальные взаимодействия как индивид, и лишь в качестве субъекта общественных отношений он становится личностью. Иными словами, есть четкое разделение «индивида» и «личности», и при этом личностью не рождаются, а становятся. Как и Рубинштейн, Леонтьев полагал, что личность является относительно поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития.
Психоаналитические теории личности
Структура личности в рамках теории Зигмунда Фрейда
Проблема личности в психоанализе рассматривается как компромисс между обществом и природой индивида, конфликт которых необходимо минимизировать. Топографическая модель психики человека по Фрейду состоит из трех уровней:
- сознание;
- предсознательное;
- бессознательное.
При этом сфере сознания принадлежит лишь небольшая часть психической жизни личности. В структуру личности входят:
- Ид или Оно, которое содержит в себе всю информацию, унаследованную при рождении, это неорганизованная хаотичная субстанция, стремящаяся к удовольствию. В нее входят психические феномены, которые никогда не были частью сознания, а также неприемлемая для сознания информация, которая была вытеснена.
- Эго или Я, которое является сферой самосознания человека, реагирует на его возможности, устанавливает контакты с внешней реальностью и отвечает за психическое здоровье и безопасность.
- Супер-Эго или Сверх-Я, которое берет начало из Эго, формируя моральные нормы поведения, и функцией которого является совесть, рефлексия и формирование идеалов человека.
Основные положения эго-психологии Э.Эриксона
Эриксон был одним из учеников Фрейда, однако в своих исследованиях сосредоточился на изучении одной стороны психической жизни – Эго. Считал, что Эго составляет основу поведения и функционирования человека, является основой социальной адаптации, автономной структурой, параллельно с развитием которой идет формирования Ил и инстинктов. Этот подход радикально отличался от психодинамического в силу более рационального подхода к психике человека и рассмотрение людей как существ осознанных и осознающих. Теория развития Эго, в отличие от подхода Фрейда, охватывает все стадии развития и жизненный путь от рождения до старости. Теория Эриксона ставит качества и достоинства Эго во главу угла, а центральной проблемой развития становится поиск собственной идентичности.
Концепции и принципы гуманистической теории личности Э. Фромма
Как и другие постфрейдисты, Э.Фромм придерживался психодинамической ориентации, придавал большое значение роли культурных и межличностных факторов в формировании личности. Ему удалось очень выразительно обрисовать социальные детерминанты личности. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Личность, по мнению Фромма, является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Провел исторический анализ условий существования человека и сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время являются одиночество, изоляция и отчужденность. Свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Пропасть между свободой и безопасностью стала причиной всех трудностей в человеческом существовании. Фромм выделил 5 социальных типов характера:
- рецептивный тип (все хорошее вне их самих);
- эксплуатирующий тип;
- накапливающий;
- рыночный;
- продуктивный - конечная цель в развитии человека.