Теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева — это концепция, которая рассматривает личность человека в контексте функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности.
Основа теории Леонтьева
Теория Леонтьева была разработана во второй половине прошлого века. Ее предмет представлен целостной деятельностью субъектов в качестве органической системы в любых формах и видах.
А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн — создатели советской школы психологии, в основе которой лежит абстрактная концепция личности, сформулированная в работах Л. С. Выготского.
Труды Выготского посвящены культурно-историческому подходу. В нем автор раскрыл понятие «деятельность» и другие категории, которые связаны с ней. История формирования основных положений концепции Рубинштейна и Леонтьева начинается в 30-е годы прошлого века. Ученые провели разработку концепции параллельно, при этом они не обсуждали ее и не советовались друг с другом.
В работах двух авторов оказалось много общего, поскольку исследователи взяли за основу похожие источники для разработки своих психологических теорий – они базировались на трудах талантливого советского мыслителя Выготского, используя параллельно философскую теорию К. Маркса.
Тезисы теории Леонтьева
Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание.
На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности. Это значит, что человеческая психика развивается в процессе активности и работы, и при их осуществлении происходит и ее проявление.
Ученые указали на важность того, что сознание и деятельность объединяются в одно целое, образуя при этом органическую основу. Леонтьев дополнительно подчеркнул, что эти категории не должны считаться тождественными, иначе все положения концепции потеряют свой смысл и силу.
Основные психологические феномены теории деятельности состоят в том, что любой индивид неосознанно проявляет реакцию на внешние стимулы. Это происходит с помощью рефлекторных реакций, при этом деятельность нельзя включать в состав данных раздражителей. Это связано с тем, что ее регулирование связано с умственной работой человека.
Автор в своей теории рассматривал сознание в качестве отдельной реальности, не предназначенной для самонаблюдения индивида. Оно проявляется лишь благодаря системе субъективных отношений (например, деятельности человека, в которой он развивается). Алексей Николаевич Леонтьев уточнил идеи, которые озвучил его коллега, говоря, что психика встроена в деятельность человека. Ее формирование происходит благодаря ей и проявляется через активность. В итоге возникает тесная связь двух понятий.
Личность в концепции Леонтьева рассматривается как единство следующих составляющих:
- Действие,
- Работа,
- Мотив,
- Цель,
- Задача,
- Операции,
- Потребности,
- Эмоции.
Теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна представляет собой целостную систему, включающую в свой состав методологические и теоретические принципы. Они дают возможность заняться исследованием психологических феноменов человека.
Теория деятельности также включает положение, что в качестве основного предмета для исследования процессов сознания выступает сама деятельность. Этот подход сформировался в психологии СССР в 20-ые годы 20-го века. В 1930-ом году уже существовало две трактовки активности. Первое определение принадлежало Рубинштейну, сформулировавшему приведенный выше принцип единства. Вторую формулировку создал Леонтьев вместе с представителями Харьковской психологической школы. Вместе они выявили общность строения внешней и внутренней деятельности.
Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева
Деятельность представляет собой систему, включающую основу из различных форм ее реализации. Она выражается через отношение субъекта к материальным объектам и к миру в целом. Рубинштейн определял деятельность в качестве совокупности любых действий, сконцентрированных на достижении поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, в рамках сознания деятельность имеет первостепенное значение.
В начале прошлого века Леонтьевым была выдвинута концепция, отражающая необходимость построения структуры деятельности, чтобы сделать определение этой категории законченным.
Он рассматривал 2 формы деятельности:
- Внешнюю,
- Внутреннюю.
Внешняя деятельность состоит из различных форм, выраженных через предметно-практическую активность. В ее рамках субъекты и объекты взаимодействуют, при этом последние открыто предоставлены для внешнего наблюдения.
В качестве примеров этой формы деятельности выступает работа механиков с применением инструмента (например, забивание гвоздя молотком, закручивание болтов с помощью отвертки, изготовление материальных предметов специалистами на станках, игра ребенка с использованием некой вещи, уборка помещений, манипуляции с мебелью, постройка домов и др.).
Для внутренней деятельности характерно то, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов скрыты от прямого наблюдения. Примеры этого вида деятельности: решение математических задач учеными с использованием недоступной глазу умственной деятельности, внутренняя работа актеров над ролью, включающая обдумывание, переживание, тревогу и т. д.
Внутренняя деятельность осуществляется, когда поэты и писатели создают свои произведения, авторы придумывают сценарии для школьных выступлений или пьес, ребенок мысленно отгадывает загадку. В состав внутренней деятельности входит ситуация, когда у человека проявляются эмоции, вызванные просмотром трогательного фильма или прослушиванием душевной музыки.