Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стиль поведения в конфликте

Конфликт: сущность и виды

Определение 1

Стиль относительно общения между людьми – это совокупность характерных приемов, отличающих образ действий и манера вести себя в преодолении конфликтного противостояния.

Как правило, конфликты возникают в результате столкновения противоположных взглядов, мнений, интересов, мотивов, потребностей различных людей. В целом конфликты относятся к естественной части жизни человека, но, тем не менее, они переживаются как серьезная неприятность.

К структурным элементам конфликта относятся:

  • конфликтующие стороны, которые могут быть представлены группой людей, находящихся в конфликтных отношениях;
  • сам предмет конфликта;
  • образ конфликтной ситуации, который проявляется в отражении предмета конфликта втянутых в него людей;
  • внутренние или внешние силы, т.е. мотивы конфликта;
  • позиции сторон конфликта и их требования.

Безусловно, конфликты имеют свои причины возникновения, которые могут быть как общими, так и частными. Для общих конфликтов характерны различия в индивидуально-психологических особенностях и взглядах людей, в то время как частные конфликты связаны с конкретными их видами.

Существуют слова и фразы, так называемые конфликтогены, которые провоцируют ответную агрессию и приводят к обострению конфликта.

Также конфликт может возникнуть в ситуации «слово за слово».

Конфликты выполняют разные функции:

  • разрушительную,
  • диагностическую,
  • конструктивную.

Разрушительная или деструктивная функция несет негативные последствия – неприязнь, психические травмы, эмоциональную напряженность.

К признакам деструктивного конфликта относится его эскалация, расширение, потери, которые несут участники конфликтной ситуации, растущие агрессивные действия участников.

Что касается диагностической функции, то она связана с пониманием причин мотивов и противоборства его участников, а конструктивная функция заключается в преодолении кризисов и трудностей.

«Стиль поведения в конфликте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При конструктивном разрешении конфликта важно придерживаться таких рекомендаций:

  • нет смысла выяснять, кто больше виноват, потому что в конфликте не бывает победителей;

  • в беседе необходимо описать конкретную ситуацию максимально объективно и с возможными конкретными примерами;

  • рассказать, что чувствуете в данной ситуации, как к ней относитесь;
  • сложно, но, важно выслушать противоположную сторону, понять ход мыслей, не перебивать и не спорить;
  • важно разобраться в сокровенных мыслях, быть достаточно откровенным и не давать повода для догадок, акцентировать внимание на совпадающих вопросах;
  • привлекать позитивные перспективы разрешения конфликта, не прибегая к угрозам и ультиматумам.

Классификации конфликтов различны.

Конфликты по остроте противоречий подразделяются на такие типы – недовольство, разногласие, противодействие, раздор, вражда.

По проблемно-деятельному признаку выделяются управленческие, экономические, производственные, творческие и др.

По степени вовлеченности в конфликт они могут быть межличностные, межгрупповые, внутриличностные.

В протекании конфликта как процесса выделяются основные стадии – возникновение конфликтной ситуации, осознание существования конфликтной ситуации его участниками, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта.

Стили поведения в конфликтной ситуации

Найти причину конфликта и адекватный способ его разрешения в реальной жизни непросто. Люди заинтересованы, чтобы конфликт был разрешен, и достигнуть этого можно только усилиями обеих конфликтующих сторон.

В ходе конфликтной ситуации человек сознательно или подсознательно выбирает определенный стиль поведения.

Варианты поведения в конфликтной ситуации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К. У. Томас и Р.Х. Килменн выделяют следующие стили поведения:

  1. Конкуренция, выбрав данный стиль, человек, стремится идти к разрешению конфликта своим путем, он способен на волевые решения, и не заинтересован в сотрудничестве. Эффективным этот стиль становится тогда, когда одна из конфликтующих сторон наделена определенной властью, может настоять, и уверена в положительном исходе для себя.
  2. Уклонение – данный стиль поведения принимается тогда, когда решение возникшей проблемы для одной стороны не так важно и не хочется тратить свои силы и энергию на её решение. Человек уклоняется от сотрудничества и не желает отстаивать свои права. Данный стиль поведение рекомендуется использовать, если одна из сторон конфликта чувствует себя неправой и необходимо время для обдумывания ситуации.
  3. Приспособление используется тогда, когда, человек, выбравший этот стиль, действует с партнером по общению совместно и не делает попыток отстаивать свои интересы, обычно этот стиль используется тогда, когда решение проблемы очень важно для другой стороны, и не существенен для противоположной стороны. Вторая ситуация использования этого стиля возникает, когда вторая сторона имеет большую власть и одержать победу будет затруднительно. Важным этот стиль будет и в той ситуации, если необходимо с кем-то сохранить хорошие взаимоотношения, нежели отстаивать свои интересы;
  4. Сотрудничество – данный стиль выбирается, когда обе стороны конфликта принимают активное участие в его разрешении, что значит, отстаивается собственная позиция с учетом интересов другой стороны. По сравнению с другими подходами к конфликту, этот стиль белее продолжительный, т. к. сначала открыто выясняются нужды обеих сторон, их заботы, а затем происходит обсуждение. Стиль сотрудничество используется при решении проблем, важных обеим сторонам, но, при этом, ни одна сторона не желает устраняться от решения. Обе стороны, вовлеченные в конфликт, ищут решение проблемы на равных, не замечая разницу в занимаемом положении.
  5. Компромисс – стиль используется, когда стороны сходятся на взаимных уступках, на частичном удовлетворении интересов каждой стороны. Компромисс будет более эффективным, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это желание невыполнимо. Желание быстро решить проблему, принять временное решение, готовность изменить первоначальную цель позволит сохранить нормальные человеческие взаимоотношения.

Принципы управления конфликтом

Конфликтом, считают психологи, можно управлять.

Для этого существуют определенные принципы, суть которых состоит в следующем:

  • Существует ли необходимость обострения конфликта, определение которого можно достичь честными и беспристрастными ответами. Ответы можно записывать, давать вслух, но, не обсуждать;
  • Насколько желательно и возможно устранение имеющегося противоречия, хотя само противоречие является двигателем прогресса;
  • Возможен ли выбор экономичных и «чистых», мирных путей разрешения конфликта, хватит ли сил, чтобы его выиграть, как долго он может длиться, и каковы будут потери;
  • Обязательный эмоциональный контроль, для оценки происходящего;
  • Анализ реальных причин конфликта;
  • Установление рамок конфликта и стремление к сужению противоречий;
  • Не концентрироваться на самозащите, поскольку можно не заметить изменения в поведении другой стороны конфликта;
  • Аргументы оппонента «перевести» на понятный язык, выделив опорные смысловые моменты;
  • Сохранять инициативу, задавая эмоциональный тон отношений, тему разговора, не оскорбляющий языковой стиль, соблюдать правила игры, их роль и степень строгости.
Замечание 1

Самым трудноисполнимым является принцип контроля эмоций, помощь здесь могут оказать релаксация, аутотренинг, контроль дыхания.

К правилам бесконфликтного общения относятся – отказ от конфликтогенов, проявление эмпатии к собеседнику, использование благожелательных посылов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot