Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Понятие и виды адаптации

Определение 1

Адаптация – это приспособление организма человека к той среде, в которой он обитает.

Адаптация является фундаментальной биологической проблемой при недостаточности которой возникают «пограничные состояния». Это своеобразная промежуточная зона между болезнью и здоровьем, в которой организм может находиться в течение длительного времени.

Когда приспособительные возможности организма ухудшаются, наступает процесс, обратный адаптации – дезадаптация. В этом случае родителям лучше отказаться от посещения ребенком детского сада.

В биологическом аспекте термин «адаптация» употреблялся как «приспособление» живых организмов к окружающей среде, а сегодня термин используется для определения периодов развития личности человека.

Термин рассматривают с разных точек зрения, например, Н.В. Тюрина рассматривает адаптацию с социально-психологической точки зрения. Она считает, что от состояния организма и от особенностей внешних факторов природной и общественной среды зависит нормальное функционирование психологической сферы человека.

Адаптация имеет очень большое значение, потому что обеспечивает оптимальную работоспособность и нормальное развитие, обеспечивает максимальную продолжительность жизни организма в тех или иных условиях. К внешним условиям адаптируется всё живое – человек, растения, животные, поэтому она является универсальным явлением.

Что касается человека, то он должен приспособиться не только к внешним условиям, но ещё и к социальной сфере. В зависимости от условий человек может менять свое поведение, получившее название социальной адаптации. Однако человек не только научился адаптироваться к окружающей среде, но и сам оказывает на неё свое влияние.

Замечание 1

Развитие личностных черт человека и адаптационных механизмов идет параллельно и взаимно обусловлено.

«Психологические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В научной литературе употребляется понятие адаптированности, что является синонимом «нормы», «здоровья». Характер адаптивности и биологический и социальный. Подходы ученых в обозначении критериев адаптированности разные, но, в одном из значимых внутренних показателей они едины. Данный критерий маркируется по-разному – «эмоциональное самочувствие», «уровень удовлетворенности», «субъективное благополучие личности» и др.

Специалисты выделяют несколько видов адаптации:

  • биологическая адаптация предполагает адаптированность организма к современным условиям, критерием которого является здоровье, в противном случае организм заболевает;
  • этническая адаптация предполагает приспособление к новым социальным, местным, климатическим условиям;
  • социальная адаптация предполагает приспособление к социальной среде, которая включает взаимоотношение с окружающими людьми, трудовую деятельность, культуру и др.;
  • психологическая адаптация хорошо проявляется во всех видах адаптации, потому что для выживания и установления внутренней гармонии человек вынужден приспосабливаться к любым условиям эмоционально и психически.

Адаптация к условиям ДОУ ребенка раннего возраста

В жизни маленького человека детский сад является новым периодом, началом коллективного общения. Незнакомые люди, новая обстановка, отсутствие мамы воспринимаются малышами по-разному – одни в группу входят легко, но вечером категорически отказываются идти в детский сад на следующее утро. Другие, наоборот, с утра идут в детский сад, а перед входом в группу начинают плакать и капризничать.

Замечание 2

Большая часть детей реагирует на детский сад плачем.

Адаптация к новым условиям начинается с момента поступления ребенка в детский сад. Для малыша адаптация означает процесс вхождения в новую для него среду и приспособление к этой среде. Этот процесс является сложным как для самого ребенка, так и для его родителей.

Первое время адаптация может сопровождаться эмоциональным состоянием, нарушением сна, аппетита. Некоторые дети теряют сложившиеся положительные привычки и навыки, например, в детском саду ребенок отказывается самостоятельно кушать или проситься на горшок.

Данные изменения в период адаптации снижают иммунитет ребенка, ухудшают физическое развитие и даже приводят к заболеванию.

В адаптационном периоде детей выделяют три стадии:

  1. острая стадия,
  2. подострая, стадия
  3. компенсации.

Острая фаза адаптации длится примерно 1 месяц и сопровождается колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. У ребенка на этой стадии наблюдается плохой сон, снижается аппетит, идет регресс в речевом развитии, возникают заболевания.

В подострой фазе уменьшаются все сдвиги, поведение ребенка становится адекватным, психические и физические процессы приходят в норму – эта фаза продолжается 2-3 месяца.

Затем наступает фаза компенсации с убыстрением темпа развития.

Каждый ребенок адаптируется к новым условиям по-разному и в среднем этот период длится от 2-х до 5 недель.

Адаптационный период по степени протекания может быть легким, средней тяжести и тяжелым.

Поведение ребенка при легкой адаптации приходит в норму в течение 2-3 недель, к концу первой недели восстанавливается аппетит и сон. Настроение малыша становится заинтересованным и бодрым, но, по утрам может сопровождаться плачем. К детям по группе отношение в этот период может быть как заинтересованным, так и безразличным. При прощании утром с родителями быстро отвлекается, заинтересованный другими взрослыми. Несмотря на заторможенность речи, ребенок откликается и выполняет указания воспитателя. Активная речь восстанавливается к концу первого месяца. Невротические реакции в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Ярче и продолжительнее выражаются нарушения в состоянии ребенка при средней степени адаптации. Сон аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, плаксивое настроение наблюдается в течение месяца. Отношение к детям в группе чаще всего безразличное. Речь у ребенка замедляется или не используется совсем. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в бледности, потливости, диатезе, у детей могут быть тени под глазами и пылающие щеки. Наблюдаются эти изменения в течение 1,5 -2-х недель.

При тяжелой степени адаптации ребенку необходимо больше времени для привыкания. Сон короткий с вскрикиваниями и плачем, при пробуждении плач, отказ от еды. Наблюдается невротическая рвота, функциональные нарушения стула, отношение к детям в группе безучастное, но, может быть и агрессивное, речевое развитие задерживается. Нормализация поведенческих реакций происходит через два месяца пребывания в ДОУ.

Замечание 3

Продолжительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Создание условий для успешной адаптации ребенка

В адаптации младшего дошкольника к условиям ДОУ большую роль играет воспитатель.

Индивидуальный подход к детям смягчает адаптационный период.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы не только сохранить, но и укрепить здоровье малыша. Для этого необходимы соответствующие условия – это создание условий для закаливания, утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр.

Адаптация проходит значительно легче для здорового и физически развитого ребенка.

Множество разных факторов оказывают влияние на здоровье малыша – это те факторы, которые действовали до его прихода в ДОУ, здесь и протекание беременности, болезни первых месяцев жизни, домашние условии и др.

На характер адаптации свое влияние оказывает и возраст ребенка, пришедшего в детский сад. Этот фактор связан напрямую с привязанностью к родителям и способствует возникновению невротических форм поведения.

Безусловно, что привязанность к матери является необходимым условием нормального психического развития и способствует формированию доверия к миру, инициативности, любознательности, развитию социальных чувств.

Разлука с мамой сильно травмирует ребенка и у него на всю жизнь может остаться страх одиночества.

Чувствительность ребенка к страху может стать тем основанием стоит ли ребенка отдавать в ДОУ.

На характер адаптации свое немалое влияние оказывает и степень сформированности у малыша общения с окружающими его людьми и действиями с предметами.

Предметная деятельность в раннем возрасте – ведущая деятельность. Общение происходит в основном по поводу действий с предметами – ситуативно-деловое общение.

Когда в семье ребенок имеет в основном эмоциональные контакты с взрослыми, то в детском саду в привыкании чаще всего будут трудности.

Ребенок нуждается во внимании, ласке, физических контактах, а посторонним людям удовлетворить эту потребность малыша довольно трудно.

Воспитатель не может одному ребенку уделять столько же внимания, как в семье, поэтому ребенок чувствует себя одиноко и неуютно.

Важно группу «одомашнить», сделать привлекательной для ребенка.

Важным элементом группы является и спортивный уголок, где можно удовлетворить потребность в движениях, и уголок, где каждый ребенок может поиграть с любимой игрушкой.

Родителям и воспитателю важно действовать согласованно, сближать подходы к индивидуальным особенностям ребенка в ДОУ и в семье, что является важным условием успешной адаптации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot