Индивидуально-психологические особенности — это врожденные и приобретенные уникальные качества, представляющие собой условия психической активности человека. Они способны определять специфику выполнения индивидом какой-либо деятельности.
Гендерные подходы к качествам руководителей
Психологические особенности — это основа, механизм и совокупность законов функционирования психики отдельного индивида. В последнее время один из наиболее дискутируемых вопросов в психологии и теории управления представлен гендерными различиями в этой сфере теоретического и практического знания.
Одни ученые считают, что существует особый, присущий лишь женскому полу, способ принятия решений в экономической и политической жизни. Другие исследователи отрицают это разделение. Некоторые западные авторы пишут, что женщина руководит абсолютно другим образом, нежели мужчина. Она добивается успеха не вопреки тем качествам, которые всегда считались женскими и не подходящими для руководящих должностей, а именно благодаря им.
В целом желание расти в профессиональном и карьерном плане, побеждать и достигать успеха является естественным стремлением человека. Но при дискуссиях о реализации женщин в карьере, любой человек попадает, как правило, в плен общественных стереотипов. Еще в древности было не принято, чтобы женщины руководили чем-либо или кем-либо. К данному стереотипу все привыкли, при этом мужчины часто даже не допускают такую мысль, что женщина может руководить ими.
Психологи прогнозируют успешность в будущем тех или иных категорий женщин, при этом в реальности существует, увеличивается и развивается честолюбивая часть женщины, которая готова на равных с мужским полом вступать в профессиональный мир деловых отношений. Все чаще женщины начинают отстаивать собственное право на достойное место в руководящих сферах, показывая иногда большие результаты, чем мужчины.
Социально-психологические характеристики женщин-руководителей
Большинство ученых считают, что психологические и социальные характеристики женщин, занимающих руководящие посты, основаны на мужских стереотипах. Такие женщины-руководители принимают мужскую модель поведения, не используя собственный внутренний потенциал и качества, которые характерны женщинам в качестве представительниц социально-демографической группы.
Тем не менее, нельзя исключать особенности психологических характеристик женщин-руководителей, которые проявляются через большую конвенциальность, меньший авторитаризм, большую гибкость и творческий подход.
Все больше распространяется мнение о том, что женщины могут играть функции управленца и руководителя как минимум не хуже, чем мужчины. Несмотря на это, на всех уровнях управления их по-прежнему меньшинство. Не более 10 % женщин становятся руководителями, при этом среди мужчин руководителем по статистике становится каждый второй.
Боумен и Суттен разработали теорию гендерного отбора лидеров. Она была основана на предположении, что сотрудники в организациях и люди в частой жизни предъявляют различные требования к управленцам разного пола. В отношении женщин эти требования становятся выше. Для получения руководящей должности женщине необходимо продемонстрировать большую компетентность.
Исследуя психологические характеристики женщин-руководителей, психологи обратили внимание на мотивацию их прихода в руководящую сферу. В соответствии с этими причинам, все бизнес-леди, делятся на три группы:
- Предприниматель «по убеждению» (у женщины имеется интерес именно к данному виду деятельности);
- Предприниматель «по случаю» (самая многочисленная группа);
- Предприниматель «поневоле» (женщина ввиду неких обстоятельств была вынуждена открыть свое дело).
На становление женщин-руководителей оказывает влияние семейное воспитание. В своих работах М. Хеннинг и А. Жардем обратили внимание на развитие в детстве и юности лидерских черт. Все опрошенные ими женщины на руководящих постах, как правило, были старшими или единственными детьми. Их воспитание проходило в семьях среднего класса, а отец чаще всего занимал менеджерскую позицию в одной из сфер.
Отличительные черты российских женщин-руководителей включают:
- Противостояние сложившимся стереотипам поведения,
- Идентификацию с «сильным мужчиной» в семье,
- Успехи в учебе,
- Занятие лидерских позиций в школе и в студенческие годы.
Особенности руководителей женщин
Психологические особенности женщин-руководителей всегда рассматриваются с позиции гендерного разделения. Есть две противоположные концепции в этой области. Сторонники первой из них имеют убеждение о существовании особенного («женского») стиля управления, отличающегося от «мужского».
Исследования показали, что для женщин больше присущ стиль руководства, в основе которого лежат вознаграждающие и эмпатийные стратегии. Мужчины же в этой области придерживаются принуждающего и экспертного стиля. Тем не менее, ни те, ни другие не могут являться явными последователями единственного типа. Как правило, эффективный менеджер неосознанно пытается реализовать комбинированную стратегию.
С психологической точки зрения важно отметить различия «женского» и «мужского» в рамках принятия решений на руководящих должностях. Особенности женского и мужского пола при выполнении стержневой профессиональной функции отражают то, что женщины-руководители все чаще берут за основу «ситуативное», а мужчины «диспозиционное».
В управлении женщина чаще мужчин включает в свои суждения другие точки зрения. В ходе принятия важных решений она учитывает (опирается) мысли и чувства окружающих людей, включая, в первую очередь, своих подчиненных.
С позиции личностных свойств склонность женщин-руководителей к «ситуативному» управлению должна соответствовать экстернальному (внешнему) локусу контроля. При этом мужская приверженность к «диспозиционному» управлению соответствует внутреннему (интернальному) локусу контроля.