Профессиональная деформация
Профессиональная деформация - это понятие, отражающее спектр изменений (физических и психических), которые вызваны влиянием профессиональной деятельности
Профессиональная деформация оказывает отрицательное воздействие на человека во всех сферах его жизни: определенные отрицательные изменения накапливаются по мере повторения негативных ситуаций, так или иначе перестраивая личностную организацию, выражаясь в особенностях поведения и общения.
Таким образом, основное проявление феномена профессиональной деформации - это негативное изменение профиля работника, которое затрагивает разные сферы его жизни. Это искажение профессиональных и личностных качеств работника под влиянием отрицательных воздействий профессиональной деятельности.
Многие авторы отмечают, что особенностью профессиональной деформации личности работника является перенос паттерна профессионального поведения в непрофессиональные сферы.
Основными характеристиками профессиональной деформации являются: быстрота изменений, глубина изменений, степень устойчивости изменений, степень широты изменений.
Более всего, профессиональная деформация проявляется в сфере профессий человек - человек - это сфера социальных и помогающих профессий: врачи, педагоги, психологи и психотерапевты, сотрудники полиции, МЧС, пожарники, обслуживающий персонал.
Факторы развития профессиональной деформации
Профессиональная деятельность медицинских работников является чрезвычайно эмоционально затратной сферой, связанной с напряжением и нравственными перегрузками. Это та область помогающих профессий, которая довольно сильно предрасположена к формированию профессионального выгорания и деформации.
Факторами развития профессиональной деформации в медицинской среде являются: большой поток взаимодействия с людьми (причем абсолютно разными), высокая степень неопределенности и стресса, малая материальная обеспеченность, высокая степень ответственности, напряженный график дежурств, нехватка врачей, идеализм, профессиональная конкуренция.
Профессиональная деформация развивается из профессиональной адаптации. Адаптация - это необходимый этап в профессиональном развитии медицинского работника, на котором сотрудники переживают эмоциональные события страданий, боли, кровотечений, чтобы постепенно нарастить эмоциональную сопротивляемость. Для этого они ходят в больницы, морги, на демонстрационные лекции с кадаврами. Таким образом, поведение медицинских работников нередко находится где-то между адаптацией и деформацией, на грани с кощунством и антигуманистическими сравнениями.
Главное проявление профессиональной деформации в области медицины - это дегуманизация отношения медицинских работников к пациентам, что влечет за собой безответственность и халатность в медицинском деле, грубость и черствость в общении. ]
Врачи перестают видеть за диагнозами и пациентами людей: они могут называть пациентов не по именам, а просто по диагнозам, по органам, не персонализируя их даже до уровня человека.
Нередко деформация проявляется в том, что врач или терапевт, смотря на человека, не воспринимает его самого, а будто бы анализирует предполагаемые болезни или симптомы, то есть диагностирует человека даже в вневрачебной ситуации.
Порой деформация проявляется в демонстрации восхищениях врачей какими-то редкими диагнозами или заболеваниями.
Основные этапы развития профессиональной деформации
Понятно, что профессиональная деформация формируется не в результате сознательной воли медицинского работника и его «плохих» намерений. Это совокупность личности и ситуации, а точнее - неосознаваемых привычек, которые формируется по ходу включения в профессиональную деятельность.
На первом этапе своей профессиональной деятельности, как правило, медицинские работники очень включены и погружены в свою работу: они осознают всю степень ответственности, тревожатся за каждого своего пациента, очень эмоционально напряжены и насторожены.
Безусловно все это ослабляет возможности сопротивляемости и совладающего поведения, а также физические возможности организма: снижается иммунитет, повышается утомляемость, возникает бессонница, снижается или наоборот увеличивается аппетит, обостряются различные соматические реакции.
Так или иначе, ресурсы сотрудника истощаются, что снижает эффективность взаимоотношений врача с пациентом: снижается интерес к пациентам, степень вовлеченности, появляется цинизм в общении, равнодушие и враждебность; игнорируются феноменологические аспекты картины болезни, тревога пациента, депрессивные симптомы и суицидальные тенденции. Пациенты, в свою очередь, перестают обращаться к врачу за помощью, снижают степень общения, отдавая предпочтение более доброжелательным врачам.
Так появляется первый кризис врачебной деятельности, в результате которого врачу необходимо отдохнуть и набраться сил - перезагрузиться психологически. Может быть полезно участие в курсах или профессиональных мастерских, группах психотерапевтической помощи.
На втором этапе тревожность перерастает уже в раздражительность, как показатель снижения эмоционального контроля, и происходит фаза сопротивления - стремление отстраниться и дистанцироваться от деятельности, пациентов. Так происходит процесс экономии эмоциональных ресурсов врача, что приводит к формализму и снижению степени общения с пациентами. Важно, что такой формализм и экономия эмоций переносятся и на другие сферы жизни, помимо врачебной, что приводит к избирательности межличностного общения, стремлении его регламентировать.
На третьем этапе происходит уже полное ресурсное истощение, что выражается в психовегетативных симптомах, снижением общего тонуса, дезорганизацией психических процессов (снижением работоспособности памяти, внимания, появлении чувства безнадежности и бесперспективности. Все эти проявления затрагивают все сферы жизни врача.