Научное психологическое знание — это логически непротиворечивая и экспериментально обоснованная система взаимосвязанных понятий, суждений, умозаключений, которые описывают психологические явления, объясняют их природу, прогнозируют динамику их развития, обосновывают возможность управления ими.
Особенности психологического знания
Психологическое знание является результатом субъективации (осмысления) предварительно объективированных продуктов познавательной активности. В качестве науки психология представляет собой объективное знание о субъективной реальности, предполагающее совместное существование многих психологических направлений. В различных направлениях используются соответствующие источники получения эмпирических данных, различные методы и процедуры их извлечения, способы определения полученной информации.
Отличительными особенностями научного психологического знания являются:
- Всеобщий характер;
- Отражение существенных, устойчивых и повторяющихся тенденций в психологических явлениях, включая их фактическое содержание;
- Системный характер (совокупность развивающихся понятий, которые отражают динамику явлений и образуют определенную психологическую теорию);
- Единство методологического, теоретического и экспериментального знания,
В психологическом знании основным является осознанная (рефлексивная) исследовательская направленность. Теоретические предположения должны быть проверены с помощью экспериментальных исследований. Знание фиксируется в системе научного языка, который позволяет отразить и различить структуру психологического явления.
Экономическая психология
Применение психологического знания в экономике изучает экономическая психология. Сегодня в целом выведено большое число экономических законов и закономерностей. Тем не менее, никто и никогда не способен с точностью и уверенностью предсказать, будет ли продаваться та или иная продукция (услуга), какую ее модификацию предпочтет покупатель, каким образом поменяется спрос в ближайшее время.
Экономическая психология предполагает использование метода психологии в оценке экономической деятельности и разработке системы (модели) психологического воздействия на экономический мир. Корни этого направления идут из теоретической и практической экономики и прикладной психологии (социологии).
Экономическая психология рассматривает следующие темы:
- Мотивы деятельности (побуждения) экономического человека;
- Особенности экономического сознания личности или индивида, которое формируется на базе накопленного опыта, преодоления трудностей жизни, личных предпочтений;
- Присутствие бессознательного начала в психике масс и отдельного индивида, которое возникает из закрепленных в памяти эмоций, событий, взаимных связей;
- Наличие активных волевых действий, экономического поведения, которое целенаправленно меняет окружающую среду.
Невозможно однозначно утверждать, что экономическая психология представляет продукт слияния психологии и экономики. При зарождении и развитии психологии в качестве науки, сначала не было принято заострять внимание на производственной сфере. Она сравнивалась с часовым механизмом, автономно и предсказуемо работающим все время. Данную сферу воспринимали как область «грязных дел», а попытки предпринимателей привлечь внимание к производству психологи расценивали в качестве слабых попыток использовать науку и научные знания в корыстных целях.
В современном мире произошло изменение структуры управления. Предпочтение стало отдаваться децентрализации и гибким организационным механизмам, которые направлены на выявление новых проблемных областей, выработку и принятие экономико-психологических решений.
Роль психологии в экономике
С позиции связи экономики и психологии бизнес и предпринимательство невозможно представить без освоения и внедрения методов инженерного творчества. Эти методы представлены мозговым штурмом, синектикой, методом дискуссий, методом экспертного прогнозирования, морфологическим анализом и синтезом. Из психологии экономика использует также такие методы, как теорию решения изобретательских задач, функционально-стоимостной анализ и целый ряд прочих методов.
Методом «мозгового штурма» начали пользоваться в 1939 году. Ввод в научный оборот этого понятия связан с распространением групповых форм работы. В этом случае группа ученых в качестве единого и целостного мозга начинала искать творческое решение какой-либо проблемы.
В работе с данным психологическим методом в экономике специалисты рекомендуют руководствоваться несколькими принципами:
- Не допускать критику идей;
- Дать свободу в высказывании идей;
- Получить больше идей;
- Предусмотреть возможность обмена мнениями и сочетания идей.
Экономисты, которые принимают важные решения, часто не могут или не считают необходимым учитывать психологию людей. Если же это осуществляется, то информацию они берут не из научных данных, а из житейской психологии. Тем не менее, постепенно практическая психология начинает находить свое место в соответствующих областях экономической жизни.
В прошлом веке Дж. Катон первым начинает сотрудничать с группой экономистов и социологов для применения психологической теории и методов к исследованию экономических проблем. Этот ученый формулирует одну из ключевых концепций экономической психологии. Он считал, что покупка зависит не только от способностей (экономических возможностей) сделать ее, сколько от желания ее сделать (психологическая готовность).
Катон считал, что без психологии экономика не способна успешно исследовать базовые экономические процессы. Наряду с этим, психология без экономики не может заниматься исследованием наиболее важных аспектов человеческого поведения.