Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кризисы профессионального становления

Факторы, определяющие кризисы профессионального развития (становления)

Определение 1

Кризисы профессионального становления – это непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального самосознания, деятельности и поведения личности.

На основе концепции профессионального становления личности, кризисы являются резкими изменениями вектора профессионального развития. Наиболее яркое их проявление отмечается при переходе от одной к другой стадии профессионального становления.

Классификация кризисов профессионального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация кризисов профессионального развития. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональное поведение во время кризиса не имеет ярко выраженных изменений. Однако происходит переориентация на новые цели, смысловые структуры профессионального сознания перестраиваются, идет коррекция социально-профессиональной позиции. Происходит изменение взаимоотношений с окружающими, а иногда даже смена профессии. Детерминантами этого могут выступать качественные изменения способов выполнения деятельности.

На первой стадии дальнейшее эволюционное развитие без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности невозможно. В этом случае личность либо совершает профессиональный поступок, проявляет сверхнормативную активность, либо вынуждена смириться. Другим фактором может стать возросшая социально-профессиональная активность личности в результате неудовлетворенности своим статусом.

Факторами профессиональных кризисов могут быть социально-экономические условия жизнедеятельности, ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, низкая зарплата, смена места жительства, возрастные психофизиологические изменения, а также вступление в новую должность, аттестация, тарификация и др.

«Кризисы профессионального становления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Фактором кризисного явления, продолжительного по времени, может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Те специалисты, кто одержим работой как средством достижения успеха и признания, считает канадский психолог Б. Киллинджер, иногда нарушают профессиональную этику, вступают в конфликты и проявляют жесткость во взаимоотношениях.

Часто кризисные явления сопровождаются недостаточным уровнем компетентности и профессиональной беспомощностью, причем это нечетко осознается личностью. Но, бывает и наоборот, кризисные явления наблюдаются при высоком уровне профессиональной компетентности – в этом случае возникает состояние пассивности и профессиональной апатии.

Л. С. Выготский выделяет три фазы возрастных кризисов – предкритическую, собственно критическую, посткритическую. Эти положения можно взять за основу при анализе кризисов профессионального развития личности.

Фазы развития профессиональных кризисов

Первую предкритическую фазу профессионального развития можно обнаружить в неудовлетворенности профессиональным статусом, содержанием деятельности и способами её реализации, а также межличностными отношениями. Это не всегда осознается, но на работе человек испытывает психологический дискомфорт, раздражительность, недовольство всем – организацией, администрацией, оплатой труда и др.

Неудовлетворенность реальной профессиональной ситуаций уже хорошо осознается во второй критической фазе профессиональных кризисов. Человек проигрывает сценарии профессиональной жизни в дальнейшем, намечает варианты её изменения, но, при этом психическая напряженность усиливается, усугубляются противоречия, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных явлений.

Специалисты выделили типы конфликтов профессионального развития личности, проанализировав конфликтные ситуации в кризисных явлениях:

  • мотивационный конфликт, связанный с потерей интереса к учебе, к работе, с потерей перспектив профессионального роста, дезинтеграцией установок, позиций, профессиональной ориентации;
  • когнитивно-деятельностный конфликт, причиной которого является неудовлетворенность содержанием и способами, какими происходит осуществление учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
  • поведенческий конфликт связан с противоречиями в межличностных отношениях, в этом типе конфликта тоже отмечается неудовлетворенность своим профессиональным статусом, уровнем заработной платы, своим положением и др. Конфликт сопровождается анализом своих возможностей, способностей, рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации.

В посткритическую фазу кризис приходит после его разрешения. Способы разрешения могут иметь разный характер:

При конструктивном выходе из конфликта предполагается, что личность может повышать профессиональную квалификацию, заняться поиском новых способов выполнения своей работы, изменить профессиональный статус, переквалифицироваться или сменить место работы.

При этом личность должна проявить сверхнормативную профессиональную активность, совершить поступок и проложить новую дорогу для профессионального развития.

Профессиональную стагнацию, равнодушие и пассивность создает профессионально-нейтральное отношение к кризису, и личность стремится реализовать себя за пределами профессиональной деятельности – это может быть быт, садоводство-огородничество, свои увлечения, не связанные с работой.

Самые неприятные последствия имеет деструктивный кризис, выражающийся в нравственном разложении, профессиональной апатии, безделье и пьянстве.

Кризисы профессионального развития (становления) и их психологические особенности

В концепции профессионального становления личности выделяются следующие стадии – оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, мастерство.

С переходом от одной стадии к другой связаны нормативные кризисные явления, для которых характерны психологические особенности.

В стадию оптации происходит формирование профессиональных намерений – это возраст ранней юности 14-16 лет. Оптанты начинают профессионально самоопределяться. У них есть уже представление о желаемой профессии.

Исходя их профессиональных намерений, изменяется мотивация и в старших классах учеба приобретает профессионально-ориентированный характер. Перед завершением школьного образования, учащиеся 10-11 классов переживают кризис учебно-профессиональной ориентации.

Замечание 1

Ядро этого кризиса – выбор способа получения профессионального образования. Переживание этого кризиса и оценка своих возможностей корректируют профессиональные намерения. Коррективы также вносятся в оформившуюся уже «Я-концепцию».

Стадия профессиональной подготовки приносит разочарование в получаемой профессии – недовольство рядом предметов, сомнения в правильности выбора, снижение интереса к учебе – это кризис профессионального выбора, отчетливо проявляющийся на первом и последнем курсе обучения.

Преодолевается кризис, но очень редко, сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Кризис коррекции профессионального выбора, таким образом, не доходит до критической фазы и приобретает вяло текущий характер.

Следующая стадия – профессиональная адаптация, когда специалисты начинают самостоятельную трудовую деятельность. Ситуация развития изменяется кардинально – коллектив разного возраста, другие производственные отношения, новые социально-профессиональные ценности, другая социальная роль и ведущая деятельность.

Замечание 2

Трудности в работе не являются факторами возникновения кризисных явлений, основная их причина – психологическая.

Реальная профессиональная жизнь не совпадает с представлениями и ожиданиями – это несоответствие вызывает кризис профессиональных экспектаций. Через 3-5 лет работы возникает следующий нормативный кризис – это завершающая стадия первичной профессионализации. Профессиональная деятельность к этому времени освоена и определен социально-профессиональный статус в производственных отношениях.

Потребность в самоутверждении, прошлый опыт вызывают неудовлетворенность профессией и протест. Возникает осознанная или неосознанная потребность в профессиональном росте и карьере, а при отсутствии этих перспектив возникает психическая напряженность, дискомфорт, мысли о смене профессии.

Временное облегчение этого кризиса приносят бытовые заботы, досуговые виды деятельности, но это непродуктивное разрешение кризиса.

Вторичная профессионализация приходит с дальнейшим профессиональным развитием. На этом этапе происходит кардинальная перестройка социально-профессиональных ценностей, что говорит о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития.

Для стадии мастерства характерно творчество и инновационный уровень профессиональной деятельности, движущим фактором которого является потребность личности в самореализации.

Уход из профессиональной деятельности, т.е. выход на пенсию является следующим нормативным кризисом.

После ухода на пенсию начинается этап социально-психологического старения, проявляющийся в ослаблении интеллектуальных процессов, изменении эмоциональных переживаний.

Замечание 3

Кризисы – это нормативное явление в профессиональном развитии и судьбоносные моменты в жизнедеятельности человека.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot