Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности

Понятие компетентности

Определение 1

Компетентность – это совокупность определенных способностей, свойств и качеств личности, которые необходимы человеку для успешного выполнения профессиональной деятельности в конкретной сфере.

Высокий уровень профессиональной компетентности делает специалиста конкурентоспособным и повышает его востребованность на рынке труда. Именно поэтому важно не просто получить ряд знаний, умений и навыков по определенной профессии (специальности), но и сформировать необходимую профессиональную компетентность.

Формирование компетентности – это процесс, предполагающий наличие определенного стандарта, овладение которым является ориентиром для специалиста.

Профессиональная компетентность включает в себя совокупность взаимосвязанных характеристик, к которым относятся:

  1. Когнитивная и гностическая – отражают наличие у специалиста необходимых профессиональных знаний.
  2. Регулятивная – умение использовать свои знания в определенной профессиональной деятельности.
  3. Рефлексивно-статусная – направлена на признание собственного авторитета и позволяет действовать определенным образом.
  4. Нормативная – включает в себя круг профессиональных полномочий сотрудника и сферу его деятельности.
  5. Коммуникативная – выполнение профессиональной деятельности всегда осуществляется посредством взаимодействия и общения.

Понятие коммуникативной компетентности руководителя

Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:

  1. Предвидеть социально-психологические последствия той коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться.
  2. Опираясь на особенности каждой отдельной коммуникативной ситуации социально-психологически программировать весь процесс общения.
  3. «Вживаться» социально-психологическую атмосферу конкретной коммуникативной ситуации.
  4. Социально-психологически управлять коммуникативными процессами.
«Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, коммуникативная компетентность руководителя имеет большое значение для эффективности его управленческой деятельности. Для того, чтобы данный вид компетенции был сформирован должным образом необходимо обладать знаниями в сфере межличностного взаимодействия, владеть всеми средствами общения, быть гибким и уметь адаптироваться в любой ситуации.

Замечание 1

Успешность управленческой деятельности руководителя во многом зависит от его взаимодействия и общения с подчиненными. Для того, чтобы общение с подчиненными было продуктивным, необходимо уметь организовать его на разных уровнях, в зависимости от ситуации.

Уровни общения с подчиненными:

  1. Уровень коммуникативных установок партнера – учет особенностей поведения личности в обществе и коллективе.
  2. Уровень включенности сотрудника в систему общения и межличностного взаимодействия.
  3. Уровень эмоциональной оценки нормам общения.

Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя: прогностическая, диагностическая, организационная, программирующая и исполнительская.

Коммуникативный потенциал руководителя – это единство трех его составляющих:

  1. Коммуникативные свойства личности руководителя – индивидуальная манера общения, предпочитаемые способы общения, потребность в общении.
  2. Коммуникативные способности руководителя – активность и инициативность в общении, эмоциональный отклик на собеседника и его состояние (психологическое, эмоциональное и т.д.).
  3. Коммуникативная компетентность – знание и владение нормами и правилами общения, психотехниками и технологий общения в целом.

Важную роль в управленческой деятельности играют экспрессивные навыки общения, представляющие систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных средств коммуникации.

Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя и их значимость в управленческой деятельности

Для жизни и полноценного развития организации важны и необходимы как внешние, так и внутренние коммуникации. Внутри организации в обязательном порядке должны быть налажены как вертикальные, так и горизонтальные каналы передачи информации, и отработаны коммуникативные навыки в межличностном взаимодействии сотрудников между собой, а также сотрудников с руководством. Кроме того, необходимо указать, что именно руководитель в организации является носителем культуры, представляет собой ролевую модель поведения, которую осознанно или неосознанно копируют его подчиненные. И работники, и организация в целом будут настолько коммуникативно-компетентны, насколько топ-менеджер понимает ценность коммуникаций и насколько он сам компетентен в этой области.

От уровня коммуникативной компетентности руководителя зависит успешность его управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что именно посредством коммуникации руководитель способен обеспечить:

  • своевременное и качественное выполнение профессиональных задач;
  • решение типичных и нестандартных управленческих проблем (сложных ситуаций, вопросов);
  • найти выход из любой управленческой ситуации;
  • предвидеть проблемы и предотвратить их;
  • своевременно принимать необходимые управленческие решения;
  • своевременно реагировать на любые изменения, уметь их инициировать и управлять ими;
  • владеть современными технологиями управления коллективом;
  • владеть проектными технологиями;
  • развивать ресурсы и возможности сотрудников.

Таким образом, коммуникативная компетентность – это качество действий управленца, которые обеспечивают эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вести деловые переговоры, навыки ведения деловой переписки и исполнения представительских функций, умение общаться с коллегами по работе, разрешать спорные и конфликтные ситуации; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot