Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами

Феномен лидерства: основные характеристики, функции, виды

Определение 1

Лидерство - это феномен в социальной психологии, который проявляется в доминировании одних членов группы над другими. Лидер - это, как правило, человек, доминирующий на неформальном уровне межличностных отношений, то есть он может и не обладать официальными полномочиями, однако большинством людей в социальной группе признается его авторитет.

Выделяют следующие характеристики, свойственные для лидеров:

  • инициативность и активность в решении задач,
  • способность оказывать побуждающее воздействие на других людей,
  • способность к поиску нестандартных и креативных путей решений,
  • поведение соответствует тем нормам, установкам и ценностям, которые приняты в группе,
  • личностные качества лидера являются эталонными для членов данной группы.

Основные функции лидера в группе проявляются в организации жизнедеятельности группы, формировании и поддержании внутригрупповых норм, реализации представительства группы во взаимоотношениях с другими группами, принятии ответственности за групповые решения, формировании внутригруппового микроклимата.

М. Вебер выделяет следующие типы лидерства:

  • традиционное - этот тип лидерства характерен для традиционных обществ, в рамках которых лидером становится тот, кто принадлежит к узким социальным кругам, оно основывается на традициях, вере и обычаях
  • бюрократическое - этот тип лидерства характерен для индустриальных обществ, в рамках которых лидером становится тот, кто обладает определенными знаниями, навыками и компетенциями, оно основывается на принципе разумности общества и принятых социальных порядках
  • харизматическое - это тип лидерства, который характерен для переломных исторических этапов, оно основывается на сверхъестественности и необычности личностных качеств самого лидера.

В управленческой практике выделяют такие типы лидерства как: лидер-организатор, лидер-творец (способен активно разрешать сложные задачи), лидер-борец (толерантен к неизвестности и неопределенности), лидер-дипломат (хорош в коммуникации), лидер-утешитель (поддерживающий, доброжелательный)

«Интеллектуальный потенциал людей с выраженными лидерскими качествами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Теории лидерства

Исследование феномена лидерства во второй половине 20 века было довольно популярной и актуальной темой. Выделяют следующие подходы к пониманию данного феномена:

  1. Теория черт - это наиболее ранний подход в исследовании феномена лидерства, который базируется на поиске лидерских качеств, которые отличают «великих» людей от масс. Исследователи были убеждены, что каждый лидер, известный в истории, обладал неким определенным набором характеристик, которые достаточно устойчивые и неизменчивые. Исследователи основной своей задачей ставили поиск и диагностику этих черт, результатом этой работы стали длинные списки личностных качеств: физиологические, психологические, эмоциональные, интеллектуальные, личностные, деловые.
  2. Факторно-аналитическая теория - это вторая волна теории черт, которая отличается выделением чисто индивидуальных черт личности и поведенческих черт, связанных с достижением поставленных целей. Эти две группы черт могут быть противоположными друг другу в зависимости от ситуации достижения цели: таким образом, взаимодействие индивидуальных черт и поставленных задач образует стиль лидерства. Так развивается ситуационная концепция лидерства
  3. Ситуационная теория - это теория лидерства, согласно которой лидер - это функция определенной ситуации. Именно ситуация и социальные условия определяют, какой лидер сейчас необходим и детерминируют его поведение. Такая теория предполагает множественность лидерства. И с точки зрения этого подхода, лидерские качества относительны.
  4. Теория конституентов - это продолжение ситуационной теории, согласно которой лидер определяется через его последователей, роль которых является решающей. Данная теория впервые рассматривает лидерство не через призму одного человека и его качеств или особенностей ситуации, а как феномен взаимодействия.

Особенности интеллекта лидера

Определение 2

В концепции бизнес-лидерства интеллект определяет умственные способности, быстроту мышления, ясность мышления. Интеллект - это способность быстро и эффективно накапливать знания и использовать их в конкретных ситуациях.

Выделяют 3 основных вида интеллекта:

  • логический - это способность оперировать абстрактными понятиями, выделять закономерности и причинно-следственные связи,
  • вербальный - это способность анализировать словесную информацию, систематизировать ее и воспроизводить в виде словесных форм,
  • математический - это способность классифицировать информацию, выделять категории.

В теории бизнес-лидерства существует методика оценки интеллекта - это выделение коэффициентов IQ (intelligence quotient) и EQ (emotional quotient). Коэффициент IQ дает представление о самом характере мышления человека, его способе анализа информации, усвоении и запоминании. Однако для успешной реализации в управленческой среде информации об общем коэффициенте интеллектуального развития недостаточно: большее предпочтение отдается показателям по эмоциональному интеллекту.

Д. Гоулман сформулировал принцип эффективной управленческой работы, согласно которому 85 % управленческой работы определяется эмоциональным интеллектом, а 15 % - общим интеллектуальным развитием.

Эмоциональный интеллект также связан с такими понятиями, как социальный интеллект - совокупность способностей, определяющих успешность межличностного взаимодействия.

Поскольку лидерство - это процесс воздействия лидера на социальную группу или отдельных ее членов, то значимость эмоционального и социального интеллекта здесь будет гораздо выше, чем общего интеллектуального потенциала.

С точки зрения интеллектуальных параметров людей с выраженными лидерскими качествами, можно отметить, что для разных типов лидерства превалируют разные интеллектуальные возможности.

Например, для эмоционального лидера (лидер-утешитель, лидер-дипломат), который активно реализует свои возможности в коммуникации, в межличностных отношениях, чрезвычайно важны его возможности эмоционального и социального интеллекта: способность считывать эмоции других людей, а также свои собственные, способность определять основные мотивы партнеров по общению, чтобы эффективно реализовать коммуникацию. Также для этого важны хорошие показатели по вербальному интеллекту.

Для лидера-творца, важны такие интеллектуальные способности как креативность мышления, нестандартность - это важно для видения принятия решений в таких ситуациях, когда многим кажется, что решения и вовсе нет никакого. Тогда-то лидер и подключает свою способность посмотреть на ситуацию под другим углом и найти верной решение.

Для лидера-организатора важны хорошо развитые общие интеллектуальные способности: умение быстро и эффективно анализировать информацию, делать выводы и формировать какой-то четкий и определенный ответ. Для этого важны хорошие показатели по логическому и математическому интеллекту.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot