Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Генезис предмета психологической теории Рубинштейна, таблица

Теория С. Рубинштейна

Определение 1

Генезис – это зарождение и последующий процесс развития, который приводит к определенному состоянию, виду, явлению изучаемый объект.

С. Рубинштейну принадлежит идея единства сознания и деятельности, положившая начало научному подходу в советской психологии. Суть теории состоит в том, что сознание побуждает человека совершать определенные поступки, которые в свою очередь формируют его сознание.

С. Рубинштейн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. С. Рубинштейн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В советское время психология перешла к научным экспериментам. Психику человека стали изучать через его поведение. В своей книге «Основы общей психологии» Рубинштейн разобрал и обобщил опыт мировых исследований, проведенных в этой области, а сама книга стала источником знаний для многих поколений специалистов.

Теории Рубинштейна предшествовали взгляды философов, споривших о соотношении психического и физического. Постепенно стали появляться доказательства того, что тело и психика связаны между собой. Ученые наблюдали, что поврежденные участки головного мозга ведут к нарушениям психических функций. Несмотря на это, психику и физиологию продолжали рассматривать ещё раздельно. При таком взгляде на проблему психология не могла стать наукой и сводилась к философским размышлениям.

Заявив, что физическое и психическое являются двумя сторонами одного процесса, Рубинштейн сделал вывод, что наблюдая за поведением человека можно делать выводы о его психике. Понятие деятельности стало во главе его принципа. Ученый считал, что деятельность является действием и занятием, благодаря которому человек преобразует действительность, причем психика и деятельность имеют неравноправные отношения.

«Генезис предмета психологической теории Рубинштейна, таблица» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Первичной он считал деятельность, на которую свое влияние оказывают чувства человека, воображение, мышление, но они опять же формируются в результате действий человека.

Замечание 1

В деятельности формируется и проявляется личность.

Психические процессы в ходе деятельности переходят в свойства личности, которые для каждого человека индивидуальны и частично зависят от особенностей нервного аппарата человека.

Психическими свойствами являются особенности восприятия, памяти, мышления и др. Восприимчивость, впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, эмоциональная возбудимость, рассудительность определяют способности, направленность и характер личности.

Действовать человека побуждают мотивы.

Таким образом, Рубинштейн утверждал, что личность имеет три составляющих аспекта:

  • направленность,
  • способности и дарования,
  • характер.

Принцип единства сознания и деятельности

Формирование общих принципов психологической науки происходило в 30-е годы.Мировая психология в это время находилась в кризисной ситуации, оценивая которую Рубинштейн считал, что этот методологической кризис связан с тем, что большая часть психологов придерживается концепции Декарта-Локка.

Рубинштейн в противовес декартовской концепции выдвигает положение о единстве сознания и деятельности. По мнению ученого – «Это не два аспекта, обращенные в разные стороны, это не тождество, а единство».

Принцип приобретает важное методологическое значение, хотя ещё в то время он не соотносился с принципом развития. Суть принципа сводилась к тому, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Принцип защищал возможность изучать сознание через деятельность и открывал дорогу для того, чтобы объективно исследовать психику и сознание – от продуктов деятельности к выявлению психических процессов.

Принцип единства сознания и деятельности становится основой объективных методов психологии. С введением этого принципа необходимо было раскрыть состав и структуру деятельности, преодолеть точку зрения, что психика – это внутреннее, а деятельность – внешнее. Однако надо сказать, что в действительности психика (сознание) чем-то внутренним не является, как и деятельность не сводится только к внешнему – она имеет внешнюю сторону, но не характеризует деятельность однозначно.

Замечание 2

Это единство выражается в том, что все психические свойства человека формируются и проявляются в деятельности. Психические свойства личности – это и предпосылки, и результат её поведения.

Сама деятельность, по мнению Рубинштейна, есть единство внешнего и внутреннего. В таком случае, сознание и психика являются внутренней характеристикой деятельности, а её свойство можно рассматривать как характеристику самой психики.

Когда речь идет о психике необходимо подразумевать некоторую целостную систему, которая характеризуется как с внешней, так и с внутренней стороны.

Проанализировав все результаты исследований, Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности уже окончательно.

Данный принцип дает ученым возможность открывать объективные закономерности психики, через выяснение внутренних психологических механизмов, обеспечивающих успешность достижения целей деятельности.

Многие явления психического развития человека, казавшиеся раньше непонятными, стали доступными с применением принципа единства сознания и деятельности.

Исходя из этого, можно сделать выводы:

  • психика и деятельность имеют тесную связь между собой;
  • деятельность человека определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, общую направленность в значительной степени.

Рубинштейн отличал деятельность от поведения, причем, считал, что поведение является особой формой деятельности, которая становится поведением, когда мотивация действий человека из предметного переходит в план личностно-общественных отношений.

Деятельность ученый описывал через цели, мотивы, действия, операции.

История развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов, начиная с донаучного периода, который закончился примерно в VII-VI веке до нашей эры. Представления о душе в этот период основывались на мифах и легендах.

Второй, уже научный период начался на рубеже этих же веков, только развитие психологии шло в рамках философии, поэтому и называется философским периодом. Длительность периода устанавливается условно, примерно до появления первой психологической школы и определения собственно психологической терминологии.

Следует признать, что психология как самостоятельная наука, существует значительно меньше по сравнению с периодом её развития в русле философии.

О появлении психологии как самостоятельной науки правильнее говорить с периода середины XIX века, со времени становления экспериментальной психологии.

Психологическая наука на протяжении 20 веков, естественно, претерпела большие изменения – изменялся и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

В течение продолжительного времени душа была главным предметом психологии, но в понятие вкладывалось разное содержание.

Основная функция души заключалась в том, чтобы придать телу активность. Психологи того времени считали, что тело представляет собой инертную массу, которое в движение приводится душой.

К функциям души постепенно добавилось познание, ставшее позднее важнейшей проблемой психологической науки.

В Средние века возможности научного познания души были сужены, потому что она стала предметом изучения богословов. Прерогативой божественной воли считались регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление.

В Новое время шло избавление от диктата богословия и это касалось не только психологии, но и других наук. Психология стремилась стать рациональной и объективной, поэтому проблема предмета психологии снова встает со всей актуальностью.

Отказаться полностью от подхода богословов к пониманию души было пока невозможно. Это привело к тому, что психология меняет свой предмет и становится наукой о содержании сознания и путях его формирования.

Предмет психология, таким образом, в исследованиях души и её функций, отделяется от предмета богословия.

В XVII веке в результате этого перехода предметом психологии становятся познавательные процессы. Однако поведение, личность и её развитие, эмоциональные процессы, не вошли в этот предмет.

Ограниченность области исследования, с одной стороны, имела положительное значение, давала возможность стать объективной, а позднее экспериментальной наукой.

С другой стороны, данный подход препятствовал развитию психологии и был пересмотрен в середине XIX века.

С развитием биологической науки психология отошла от философии и расширила свой предмет, по словам И.М. Сеченова «из поля сознания в поле поведения».

В предмет психологии были включены эмоциональные процессы и поведение. Появились новые методы исследования психики, среди которых ведущим становится интроспекция.

Появление экспериментальной лаборатории В. Вундта делало психологию самостоятельной, объективной, экспериментальной наукой.

Однако модель В. Вундта не могла объяснить новые факты душевной жизни человека, её эмоциональных переживаний, творческой активности. Данное обстоятельство послужило толчком для поисков нового предмета и новых методов исследования психики.

Зародившиеся в то время школы и недолго просуществовавшие, показали, что среди психологов единого мнения не существует. Начинается новый период исканий, адекватный требованиям нового времени.

В новый современный этап своего развития психология вступила в середине XX века.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot